Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии

Педагогика и воспитание » Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии

Страница 1

С началом XXI века становиться все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Хотя человек по своей природе и исследователь, но сегодня исследовательских задатков, данных ему от рождения недостаточно, учащиеся должны владеть теорией и практикой научного исследования, это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских умений и навыков, без которых невозможно формирование исследовательской компетенции.

Рис.1.Уровень исследовательской компетентности учащихся  

В целом, следует отметить быстрые темпы интеллектуализации производительных сил, которые отражают мировую тенденцию увеличения доли исследовательской деятельности в комплексе различных видов деятельности человека. При этом потребности общества в выпускниках школ с качественно новым уровнем подготовки, владеющих технологией исследования, будут постоянно возрастать. Подготовка такого специалиста начинается в процессе получения среднего образования, поэтому актуальным является необходимость внедрения универсальных научных методов познания в систему образования, использование в педагогической практике исследовательских технологий.

Исследовательская, творческая деятельность обучающихся ведет к активному познанию мира и овладению ими исследовательскими навыками, поэтому она должна быть положена в основу методов обучения. Тенденция включения исследовательского, творческого, компонентов в традиционную систему образования объективна и связана с превращением образования в глобальный фактор общественного развития.

В работах Дахина А.Н., Зеера Э.Ф., Зимней И., Иванова Т.В., Козырева О.А., Маркова А.К., Миловановой Н.Г., Никитиной С.В., Савенкова А.С., Тряпициной А.П., Хуторского А.В., Шапалова В.Н. и др. отражены вопросы, посвященные исследовательской компетенции. Исследовательская компетентность как базовый компонент личности выражает ведущие характеристики процесса профессионального её становления, отражает универсальность её связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности.

С позиции деятельностного, личностно-творческого подходов нами проанализированы сущность содержания понятия «исследовательская деятельность» учащихся. Мы определяем сущность этого термина как интегративный компонент личности, характеризующийся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и развитию интеллекта.

Рассмотрение феномена учебно-исследовательской деятельности учащихся позволило утверждать, что учебно-исследовательская деятельность учащихся имеет целостный и интегративный характер, учащиеся развиваются на основе познавательного опыта. С позиции деятельностного подхода исследовательские умения и навыки представляют собой системное образование. В этом качестве они включают ряд компонентов, имеющих собственную структуру. Среди таких структурных компонентов выделены: гносеологический, технологический, творческий и личностный. Содержание исследовательских умений и навыков проявляется как их дидактическое единство. Функциональные компоненты (научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, личностно-развивающий) отражают его процессуальную сторону.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Проблемы организации практико-ориентированного обучения на уроках физики
Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Предварительно заметим, что выделенные характеристики относятся не к задан ...

Сущность соревновательно-игрового метода
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, развитие двигательных способностей и навыков, морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Этот метод относится к группе практических занятий, а его комбинирован ...

Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая си ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru