Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии

Педагогика и воспитание » Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии

Страница 2

Важной составляющей исследовательской компетентности является мотивация, под которой, понимается увлеченность научной деятельностью, стремление добиться научных результатов, необходимо для этого развивать активность, инициативность, настойчивость учащихся. В ходе обучения биологии осуществляется развитие исследовательской компетентности. Учащиеся выполняли рефераты, презентации, учебные проекты. Результаты статистического анализа качества выполнения практических работ отражены в таблице 1.

Таблица 1 Качество выполнения практических работ учащихся

Вид работы

Количество учащихся

Качество выполнения практических работ учащихся (%)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

не выполняли

Реферат

17,0

11,8

29,4

41,2

17,6

Презентация

39,0

10,2

69,3

15,4

5,1

Учебный проект

23,0

13,1

34,8

30,4

21,7

Из таблицы 1 следует, что презентацию как вид практической работы выбрали 39 учащихся. Качество выполнения такого вида работ на высоком уровне: 10.2% учащихся выполнили работу на «отлично», 69.3% на «хорошо», это обусловлено высокой степенью мотивации учащихся на работу за компьютером, повсеместной компьютеризацией общеобразовательных учреждений и доступностью приобретения компьютера.

Содержание процесса развития исследовательской компетентности проявляется как диалектическое единство структурных компонентов (когнитивного, рефлексивного, деятельностного).

Когнитивный компонент включает требования к оформлению исследовательской работы; понятийный аппарат исследования, современные проблемы науки.

Деятельностный компонент включает умения анализировать, обрабатывать и делать выводы по результатам научных исследований, навыки поиска и изучения научной информации, а также прогностические, организационные, практические, обобщающие умения.

Рефлексивный компонент включает наличие высокой мотивации на исследование, стремление к сотрудничеству, высокую активность самореализации имеющихся условий для исследовательской деятельности.

Результаты определения уровня развития исследовательской компетентности по критериям (когнитивный, деятельностный, рефлексивный) оформлены и представлены на рис. 1.

исследовательский компетенция студент образование

Проведенное диагностическое исследование и экспериментальная апробация гипотетических положений доказали необходимость развития исследовательских умений учащихся в условиях профильного обучения нацелено на повышение качества подготовки выпускника общеобразовательной школы.

Таким образом, формирование исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии является важнейшей квазипрофессиональной характеристикой личности учащегося, которая характеризуется единством знаний целостной картины мира, ростом удовлетворенности своими достижениями в исследовательской деятельности; адекватностью самооценки, устойчивостью мотивации учащихся.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru