Сущность педагогической технологии

Педагогика и воспитание » Сущность педагогической технологии

Страница 5

"Широкая разумность" может быть лишь направляющим идеалом, а не конкретным правилом специальной работы и не предметом научения, а значит, не исключает, а предполагает субъективное творчество. Педагогика и методика традиционно предлагают средства, распространяющиеся на всех детей одного возраста, одного класса и т.д. Они рассчитаны на абстрактного, так называемого "среднего" ученика. Однако сегодня такой подход невозможен. Педагогическая технология характеризует условия, необходимые для того, чтобы предметный опыт стал личностным. В этом ее неоценимый, но пока еще не до конца оцененный антропологический потенциал.

Педагогическая технология не противоречит, а отвечает гуманистическому и антропологическому подходу как методологическим ориентирам современного образования. Индивидуализация обучения и воспитания предполагает постоянное изучение ребенка, направленность на личностные новообразования, смысловые приращения, развитие его внутреннего мира. Такая работа опирается на глубокие и разветвленные знания, понимание педагогических и психологических закономерностей. Именно поэтому современный учитель нуждается в эпистемологическом знании, позволяющем выходить за рамки частного опыта, подниматься до обобщающего видения проблем ребенка. Философско-психологический и научно-педагогический фундамент образовательной технологии позволяет педагогу постоянно совершенствовать свою профессиональную культуру. В то же время погруженность в непосредственное взаимодействие с детьми предполагает видение проблем реального учебно-воспитательного процесса и готовность к их решению, что обеспечивается эмпирическим компонентом педагогической технологии. Таким образом, можно выделить еще один ее признак - признак контекстуальности, характеризующий соответствие технологии конкретным педагогическим условиям деятельности учащихся и учителя.

Признание двухуровневое™ педагогической технологии позволяет решать вопрос о границах технологизации, "критическом пороге" ее использования. Еще древние греки предостерегали по поводу оборотной стороны "технэ". Эсхил видел в нем скрытое разрушительное начало. Согласно мифу, прометеев подарок людям - это результат преступления, кражи из очага богов. Шлейф тайны и непредсказуемости сопровождает отношения человека и техники на протяжении многих столетий. Техника служит облегчению человеческой жизни, но в то же время создает дополнительные проблемы. Она всегда рассматривалась как условие и гарант прогресса, но в то же время вызывала разрушительные последствия. Техника в человеческом сознании предстает то как проклятие, то как благодать, то как наказание, то как спасение. Та же амбивалентность распространяется и на отношение к педагогическим технологиям. Они характеризуются и как основа модернизации и совершенствования образовательного процесса, и как средство бездуховного и бездушного манипулирования.

Учитывая инвариантный и вариативный компоненты педагогической технологии, формализованное и личностное начало, легко определить, что собственно технологизации подвергается не ребенок, а условия его развития, деятельность, направленная на создание определенных воспитательных ситуаций. На уровне проектирования педагогическая технология может быть массовой и универсальной, на уровне реализации (а именно здесь мы имеем дело с живым человеком, с учеником) - только авторской. Это становится возможным, когда учитель обладает высокой профессиональной культурой, так как опасность представляет не столько педагогическая технология, сколько ее использование неподготовленным педагогом (собственно, так же, как и разрушительна не сама техника, а техника в руках человека).

Исходя из вышесказанного, определим сущность понятия "педагогическая технология". Она несводима к совокупности методов и приемов или к абстрактному теоретическому концепту. Педагогическая технология близка к форме организации обучения и воспитания, но не тождественна ей. На наш взгляд, это такой тип организации учебно-воспитательного процесса, который за счет интеграции эпистемологического знания и эмпирического опыта позволяет решать проблемы гуманизации образования. Используя фундаментальные знания, учитель приближает образовательный процесс к конкретному ученику. Так, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, факторов, определяющих его становление, формирование тех или иных личностных качеств, закономерностей физических изменений и внутреннего роста (теория) и понимание уникальности каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия). Эти два начала составляют основу любой педагогической технологии и определяют требования, предъявляемые к ней:

концептуальность: наличие научно-педагогического обоснования (общей схемы) и его концептуальной интерпретации учителем с учетом условий реального образовательного процесса, представленного многообразием педагогических ситуаций;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...

Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...

Специфика педагогического проектирования в контексте личностно-ориентированного образования
Специфика проектирования личностно-ориентированного обучения начинается с того, что мы условно называем "проектировочный парадокс", суть которого формулируется: для организации педагогической деятельности необходим ее проект, а создать проект . нельзя, поскольку поведение проектируемых об ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru