Воображение и творческий потенциал личности

Страница 1

Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».

Несмотря на свою универсальную значимость, воображение, в отличие от других высших психических функций, до сих пор вызывает дискуссии: существует около 40 определений. В.В. Давыдов и его сотрудники (О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) в предложенном ими определении указывают свойства воображения, которые и отличают данную «сложную психологическую систему» от других функций.

Воображение - это способность ребёнка, во-первых, видения целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой, который не обладает этой функцией.

Воображение связано с действительностью, поэтому воображать - значит представлять (предвидеть) завтрашний день (будущее), планировать его, реализовать свою мечту при помощи волевых качеств личности, эрудиции, высокой работоспособности. Воображение помогает видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить, что препятствует развитию «духовных потребителей-тунеядцев». Психологи неоднократно подчёркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием литического, т.е. стабильного дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др.

Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные.

Так, Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе». В.Т. Кудрявцев утверждает: «Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая - прежде всего! - младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-обобщающий характер».

Психологи и педагоги ищут эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: художественной продуктивной (изобразительной, конструктивной, музыкальной, словесном творчестве), в ведущей игровой деятельности дошкольников, а также в процессе физического развития, восприятия художественных произведений, ознакомления с окружающей природой и др.

В связи с современной проблемой развивающего обучения целесообразным является изучение специфики воображения детей-дошкольников.

Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и т ...

Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике в 8 классе
Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся ...

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru