Методика работы над пунктуационным правилом

Страница 1

Пунктуационное правило - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или не выделения знаками препинания пунктуационно смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Основу пунктуационного правила составляет пунктуационно смысловой отрывок; выделение его знаками препинания уточняет высказывание, делает его выразительным.

В зависимости от того, определяет ли правило постановку знака (знаков) препинания или запрещает его (их) употребление, правила делятся на позитивные и негативные. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации.

В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися условий постановки или не постановки знаков препинания при пунктуационно смысловых отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного правила.

Ознакомление учащихся с условиями постановки или не постановки знака (знаков) препинания. Пунктуационная норма описывается с помощью перечисления условий постановки или не постановки знака (или знаков) препинания.

В целях ознакомления школьников с условиями постановки или не постановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения: сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Выбор учителем одного из них или их комбинации определяется степенью знакомства школьников с пунктуационной нормой, ее членимостью - четкой или нечеткой - на варианты, а также уровнем лингвистического и общего развития (способностью к самостоятельному анализу). При любом методе обучения, который выберет преподаватель, учащихся необходимо провести через все этапы осознания нового материала. Для восприятия детьми изучаемой пунктуационной нормы можно использовать запись соответствующего предложения с графическим выделением пунктуационно смыслового отрезка либо на классной доске, либо спроецировать ее на экран с помощью кодоскопа, а также печатную таблицу, имеющую соответствующий материал.

В процессе осознания условий постановки или не постановки знака (знаков) препинания, а также его (их) выбора:

Называется пунктуационно смысловая единица;

Перечисляются условия постановки или не постановки знака (знаков) препинания (место, грамматические и смысловые особенности отрезка);

Устанавливается их зависимость с помощью составления схемы-таблицы;

Графически обозначаются условия (в схеме предложения) выбора знака (знаков) препинания.

В процессе ознакомления с условиями постановки или не постановки знака (знаков) препинания обращается внимание на те из них, которые одновременно служат опознавательными признаками. Для предупреждения смешения новой пунктуационной нормы с уже знакомыми и в чем-то совпадающими необходимо их сопоставление и противопоставление.

Завершается осознание новой пунктуационной нормы работой над пунктуационным правилом. В нее входят следующие элементы:

название пунктуационно смыслового отрезка, перечисление условий, которые должны войти в правило;

в слабом классе чтение правила по учебнику, в сильном - самостоятельное его формулирование.

В процессе запоминания учащиеся два-три раза читают про себя формулировку нового пунктуационного правила, записывают по памяти перечень условий постановки или не постановки знака (или знаков) препинания. Воспроизведение выученного правила осуществляется либо устно двумя-тремя учениками, либо всеми письменно.

Обучение школьников применению пунктуационного правила. Этап обучения школьников применению на практике нового пунктуационного правила - это создание в их мыслительной деятельности определенной последовательности пунктуационного оформления записываемой коммуникативной единицы - предложения или текста. Учитывая грамматико-речевую специфику пунктуационной нормы, предлагаемый детям алгоритм применения пунктуационного правила не может быть жестким. Однако некоторые его звенья достаточно обязательны, поэтому этот алгоритм действия вполне может обеспечить правильность пунктуационного оформления предложения и текста.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Игра и ее виды как здоровьесберегающая технология
Несомненно, выше перечисленные мной факты говорят об эффективности игры как средства обучения иностранному языку, а также средства воспитания нравственной личности. Но следует принимать во внимание еще один фактор: игровая деятельность как здоровьесберегающая технология. Состояние здоровья подраста ...

Теоретические основы процесса воспитания
Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование». Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означа ...

Организация образования на компетентностной основе
В экспериментальных исследованиях компетенции, как способности и готовности обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теор ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru