Сущность педагогической технологии

Педагогика и воспитание » Сущность педагогической технологии

Страница 2

Расширительное толкование педагогической технологии может объясняться стремлением использовать этот термин вместо привычных понятий "метод обучения" и "форма организации обучения". Но вряд ли подобная унификация целесообразна. Педагогическая технология - самодостаточный и самоценный научный феномен, поэтому необходимо не замещать ею известные педагогические категории, а рассматривать ее в сопоставлении с ними. Только через выявление особой природы педагогической технологии можно обосновать оправданность введения этого понятия в педагогическую науку и практику.

Самый простой способ определения педагогической технологии - сведение ее к системе алгоритмизированных процедур, гарантирующих достижение результата и минимизирующих риск неудачи. Экстраполяция в область педагогического знания "производственного" подхода к технологии не случайно вызывает тревогу у многих ученых и педагогов-практиков. Уникальное пространство человеческих отношений, возникающее между учителем и учеником, не может выстраиваться на основе механистически выверенных операций, абстрактных схем. При таком понимании технологии трудно, даже невозможно совместить ее с активно протекающим сегодня процессом гуманизации образования. Если абсолютизировать инструментальную функцию, то педагогическая технология утрачивает антропологическую направленность и превращается не в средство развития личности и оптимизации образовательного процесса, а в орудие манипуляции.

Соблазн усиления инструментально-механистической стороны технологии, приводящий к сомнениям в ее целесообразности, связан с еще сохраняющим свои позиции в педагогике естественнонаучным подходом, сложившимся под влиянием классической научной парадигмы. В то же время современная педагогика опирается на гуманистическую традицию. Интересно, что именно в тот момент, когда педагогическая наука отказывается от монополии естественнонаучного подхода, в ней поднимается вопрос о технологизации образовательного процесса. Действительно, понятие "педагогическая технология" начинает активно использоваться с середины прошлого века. В этот же период актуализируется антропологическая проблематика, что стало следствием обнаружившегося дефицита гуманизма - оборотной стороны успехов техногенной цивилизации. Смена ценностных ориентиров приводит к пониманию того, что основополагающим условием развития, производства и воспроизводства общественной целостности становится обогащение интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил личности.

Новое понимание человека в культуре предполагает и его новое понимание педагогикой. Он перестает рассматриваться как сырье, нуждающееся в обработке. В 80-90-е гг. прошлого века оформляются концепции личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), цель которого определяется пониманием приоритетности развития личности учащегося, полноты раскрытия его потенциала, отношением к ребенку как субъекту собственной жизни. Такой подход обусловливает и новое содержание, и новые формы организации учебно-воспитательного процесса. На волне их поиска возникает интерес к проблеме педагогической технологии. Именно она позволяет преодолевать однозначность естественнонаучного метода, редуцирующего природу (в том числе и природу человека) к тому, что вычислимо, формируемо в соответствии с четкими правилами.

Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом, неразрешимым противоречием, неким культурным алогизмом: технологизация и гуманизация - "две вещи несовместные". Однако обнаружившееся противоречие легко преодолеть, если выявить сущность педагогической технологии. Для прояснения этого вопроса уместно обратиться к этимологии слова.

"Технэ" - слово древнегреческого происхождения (techne). Первоначально оно означало мастерство плотника или строителя. В дальнейшем произошло расширение значения. Этим словом стали называть мастерство всякого рода, а также способность выстраивать стратегии и вычерчивать планы. Древние греки рассматривали "технэ" как особый род знания, направленного на производство и конструирование. Оно, согласно Аристотелю, занимает среднее положение между просто опытом (эмпирия) и теорией (эпистемэ). "Techne" отличается от теоретического знания, эпистемы, тем, что последнее имеет дело с неизменным, чисто существующим и первичным во всех отношениях и смыслах, тогда как techne как "продуктивное знание" имеет отношение к области изменчивого, находящегося в процессе становления. Techne строится на эмпирии, опыте. Но в то же время простой опыт, который покоится на том, что сохраняется и связывается в памяти, относится только к отдельным примерам и их связи, techne переходит от многих отдельных случаев к общему понятию" [Цит.: по 4, с.99]. Аристотель на конкретном примере показывает разницу между простым опытом и технологическим знанием: медик-практик знает только, что цыпленок хорош для слабого желудка, но врач, который владеет techne, знает, кроме того, что цыпленок - легкая пища, и почему она легкая, и почему желудок является слабым. Таким образом, опыт предполагает ответ на вопрос "что?", технэ - "почему?", поэтому приближается к эпистеме. Но, в отличие от теории, которая напрямую не связана с практикой и опосредует свои отношения с ней некими идеальными конструкциями, технологическое знание внутренне организовано на основе отражения реальности. Оно работает с конкретной проблемой, ситуацией, существующей в масштабе реального времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума
Ведущей идеей педагогической теории и практики образования на современном этапе является личностно ориентированное образование (В.В. Сериков, К. Роджерс, И.А. Зимняя, Е.Н. Богданов, М.С. Красин, И.П. Краснощеченко, Е.Я. Дядиченко, Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, И.М. Агибова и др.). Для р ...

Классификация народных сказок
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публи ...

Ориентировка в пространстве
Способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru