Сущность педагогической технологии

Педагогика и воспитание » Сущность педагогической технологии

Страница 1

Понятие "технология" прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки. В отечественной и зарубежной педагогике ведутся серьезные исследования по проблемам технологизации педагогической деятельности. За несколько десятилетий это понятие претерпело эволюцию, суть которой в последовательном расширении его объема: от элемента, технического "приспособления" в деятельности педагога до качественно нового понимания самой педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы. Пристальный научный интерес к педагогическим технологиям обусловлен необходимостью обоснования и реализации более простых и эффективных способов достижения педагогических целей; снижения элемента непредсказуемости педагогического процесса; придания устойчивости отношениям его субъектов.

Изучение феномена педагогической технологии позволило выделить ряд ее безусловных преимуществ. Она реализуется как систематическая, целенаправленная, сознательно проектируемая деятельность, отличающаяся от неструктурированного элементарного исполнения, поэтому служит достижению цели с наименьшими затратами. Педагогическая технология направлена на совершенствование мастерства педагога, его компетентности в решении образовательных задач. Однако устойчивое научное внимание к проблеме технологизации образовательного процесса не означает ее полной разрешенности. Напротив, в научно-педагогическом сообществе нет единодушия в оценках этого явления и его значения для современного образования. Среди "открытых" вопросов, связанных с педагогическими технологиями, выделим следующие:

отсутствие единых подходов к определению понятия "педагогическая технология" и четкой классификации существующих технологий;

"критический порог" применимости педагогических технологий (особенно в контексте воспитательной деятельности);

противоречие между алгоритмизированностью, предельной схематичностью технологии и субъективной, творческой природой педагогического процесса;

соотношение понятий "педагогическая технология", "методика обучения", "форма обучения".

Остановимся более подробно на выше обозначенных проблемах. Действительно, в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день существует свыше трехсот дефиниций педагогической технологии. Можно выделить несколько подходов к определению данного понятия:

наукосообразное толкование: педагогическая технология как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения;

организационная концепция: педагогическая технология как способ организации, модель учебного процесса, гарантирующая получение запланированного результата (И.П. Волков, В.М. Монахов, П.И. Самойленко, А.В. Сергеев, М. Чошанов и др.);

инструментальный подход: педагогическая технология как инструментарий образовательного процесса, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.М. Шепель и др.).

При всем многообразии и содержательной наполненности различных определений, нельзя не заметить, что они не дают достаточно четких оснований для разведения понятия "педагогическая технология" и смежных, близких по смыслу педагогических категорий. Так, если рассматривать педагогическую технологию как область научного знания, дающую теоретическое обоснование целям, содержанию, методам обучения, то в чем тогда заключается ее отличие от дидактики? Если характеризовать педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса, как совокупность ресурсов и средств оптимизации педагогического взаимодействия, то где в таком случае проходит грань между технологией и методикой? Кроме того, в большинстве определений нет ключа к ответу на вопрос о соотношении механического и творческого, объективного и субъективного, универсального и личностного в педагогической технологии.

В различных классификациях педагогических технологий также наблюдается смешение понятий. В.П. Беспалько выделяет такие виды технологий, как классическое лекционное обучение, обучение с помощью учебной книги, классно-урочная система и др. Однако лекция и работа с книгой в дидактике традиционно характеризуются как методы обучения, а классно-урочная система - как форма его организации.

Г.К. Селевко предлагает несколько подходов к классификации современных педагогических технологий. Один из них основан на выявлении преобладающего метода обучения. В соответствии с этим выделены догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные и развивающие технологии. В то же время Н.В. Бордовская и А.А. Реан говорят о репродуктивном, объяснительно-развивающем и объяснительно-иллюстративном видах обучения. Соответственно возникает потребность в разграничении понятий "вид обучения" и "педагогическая технология". В классификации Г.К. Селевко представлена также группа альтернативных технологий, в которую включены: вальдорфская школа, школа С. Френе. К педагогическим технологиям отнесены школа самоопределения А.Н. Тубельского, русская школа И.Ф. Гончарова. Однако они традиционно рассматриваются наукой как воспитательные системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Типология и структура уроков в школе
Структура урока и формы организации учебной работы на нём имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. На сегодняшний день в педагогике нет единого мнения, какие же элементы и части ур ...

Комплексные экскурсии
Учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные. На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках экологии (химии). На комплексных экскурсиях учащиес ...

Координационные способности
Для того, что бы нам изучить методы диагностирования и развития координационных способностей, мы подробнее рассмотрим понятия о самой координации движений. Часто координацию движений строят на таком физическом качестве как ловкость. Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru