Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Педагогика и воспитание » Руководство воспитательным процессом в образовательном учреждении » Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Страница 7

Если в системе есть механизм, позволяющий отслеживать деструктивные процессы и перенастраиваться, то система становится жизнеспособной. Более того, многие педагоги считают необходимым создавать «зону хаоса» внутри системы. Это позволяет рождаться новым элементам, которые в большей степени отвечают изменяющейся ситуации.

Система должна быть связана с обществом. У школы есть такая особенность: она может строить отношения внутри учебного заведения в определенной степени автономно от общества. При самых жестких общественных режимах всегда были школы, следующие принципам гуманизма. Но, тем не менее, школа должна сама вписаться в систему общества, в противном случае общество может отвергнуть эту систему.

Школу М.П.Щетинина называют по-разному: школой жизни, оазисом радости и красоты, школой-парком. Здесь нет оценок и домашних заданий; от ребенка не требуется заучивание информации. Обучение в школе — это творческое постижение нового знания, где приветствуются всяческие «озарения». Наиболее распространенным методом является взаимообучение в группе, овладение знаниями проходит в порядке «штурма» проблемы. Как такового урока нет, есть совместный творческий поиск учителя и учеников, работа ребят над постижением того удивительно важного и нужного, что их в данный момент интересует. Занятие идет в каком-нибудь уютном уголке, на улице, за столом или просто на лавочках. Интерес, а не задание учителя, — ключ к созданию атмосферы свободной увлеченности процессом постижения знания. Кроме этого, ребята шьют, строят, штукатурят, белят, проводят газосварочные работы, управляются с сельхозтехникой, выращивают овощи, рис, пшеницу. Есть в школе свой цех лекарственных трав, два заводика, прудовое хозяйство.

Школа М.П. Щетинина ломает стереотипы не только классно-урочной системы, но и всей системы отношений «учитель—ученик», поскольку она не укладывается в рамки традиционной педагогики. Держится школа на энтузиазме и энергии ее создателей. При этом школа М. П. Щетинина, с одной стороны, вызывает восторг и удивление, а с другой — неприятие и даже агрессию.

Систему обучения в этой школе называют «оккультной», социально опасной, ее создателя и вдохновителя обвиняют в спекуляции любовью. Такая разноплановая оценка происходит вследствие того, что школа ведет обособленный, «сектантский» способ существования и не вполне вписывается в социально привычные стереотипы. Понятно, что в обществе сложилось неоднозначное отношение к школе М.П.Щетинина.

Безусловно, общество должно стоять на страже воспитания. Но школа должна не просто копировать систему общественных отношений, а моделировать идеальные отношения, соответствуя в целом системе отношений в обществе, моделировать человеческие отношения, чем они есть в реальной жизни.

Создание системы воспитания требует и научного осмысления, и творческого озарения, и искусства внедрения в жизнь. Вся совокупность влияний элементов системы на фоне общей деятельности и сложившейся системы отношений создает особый «дух» школы, некую атмосферу, которая, скорее, улавливается, чем логически осмысливается.

Создание системы — это процесс, который не должен прекращаться, а должен постоянно отслеживаться, только при этом условии появляется возможность доработки системы в соответствии с поставленной целью.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Особенности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость ее речевой регуляции. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении пре ...

Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике
Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки но­вого содержания образования. Действительно, включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не заложено в техно­логию объяснительно-и ...

Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru