Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Педагогика и воспитание » Руководство воспитательным процессом в образовательном учреждении » Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Страница 2

Функции управления воспитательной системы разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы - это совокупность научных знаний, разнообразной информации, ценностных ориентиров, достижений культуры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация воспитательной системы предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент воспитательной системы представляет единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффективность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

Для любой воспитательной системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — общество в целом.

Теория становления, развития и управления воспитательной системы свидетельствует о ее целесообразности, суть которой заключается в следующем:

• при использовании системного подхода в воспитании происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, технологического, оценочно-результативного). Важно подчеркнуть, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс;

• создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность;

• воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять особое внимание формированию традиций, они придают устойчивость системе, повышают ее жизнеспособность;

• при построении воспитательной системы специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что, несомненно, способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Методика работы над пунктуационным правилом
Пунктуационное правило - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или не выделения знаками препинания пунктуационно смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от соч ...

Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний
Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности - процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это осв ...

Методика обучения учащихся решению задач
Этапы решения геометрических задач: I Этап: Выделение требования задачи, объектов и отношений между ними, выполнение рисунка, отметка на нем данных и искомых элементов, краткая запись условия и заключения задачи. Какая фигура дана? Что известно? Что необходимо найти? II Этап: Анализ условия и требо ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru