Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Педагогика и воспитание » Руководство воспитательным процессом в образовательном учреждении » Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Страница 6

На основе системообразующей идеи создается концепция. Каждая концепция должна пройти период критической оценки. Разработчикам следует постоянно задавать себе вопрос: «А что будет, если? » Мы должны помнить, что воспитательная система не какое-то абстрактное образование, — в системе живут люди, и любые изменения затрагивают непосредственно личность.

Если концепция не надуманная, а отражает сущность системы, тогда открывается истинный путь преобразований, что позволяет отобрать и структурно выстроить все элементы системы.

Структурность означает, что элементы системы выстраиваются на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополнения. Возьмем, к примеру, «справедливое сообщество» в системе Л.Кольберга. Действующими элементами системы Л.Кольберга являются: общее собрание, комитет справедливости, сущностные группы, моральные дилеммы. Общее собрание вырабатывало законы жизни «справедливого сообщества». Собрание предварялось работой сущностных групп, неформальных встреч педагогов с небольшими группами учащихся, где велось обсуждение насущных проблем в жизни коллектива. Принятые законы проводились в жизнь комитетом справедливости.

В формировании нравственного сознания отдельно взятое собрание не дало бы необходимого эффекта. Учащиеся должны не просто проголосовать за закон, а осознать свою ответственность за жизнь в сообществе. Точно так же, ограничиваясь абстрактным обсуждением моральных дилемм, не пытаясь строить жизнь на основе нравственной справедливости, мы получим однобокий результат.

Важно не просто иметь набор элементов, а выстроить их так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Если удается представить элементы системы в единстве и взаимосвязи, то эффект влияния каждого элемента усиливается.

Иерархичность означает, что каждый элемент системы может сам рассматриваться как система. Наглядный пример такой системы создан в школе Е. А.Ямбурга. Школа работает в режиме основных и дополнительных модулей. Каждый модуль относительно самостоятелен: средства, методы, формы, управление в определенной степени автономны. Основной модуль ориентирован на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь сложилась вузовская манера преподавания, практикуется приглашение вузовских преподавателей для чтения спецкурсов, работают исследовательские лаборатории. В дополнительном модуле создаются «зоны экологии души»: работают мастерские, детский театр, парикмахерская, конюшня, клуб путешественников, студия живописи. В рамках коррекционно-развивающего модуля действует центр диагностики и развития, медико-психологическая лаборатория, ведется коррекционная работа. Несмотря на относительную самостоятельность по назначению и формам деятельности, все модули работают на общую идею: адаптацию школы к особенностям учащихся и потребностям общества в целях воспитания личности, способной активно взаимодействовать с социумом.

Чем более структурно проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более согласованно работает система в целом, становясь «единым организмом».

Воспитательная система способна к саморазвитию, самоорганизации, т.е. может в процессе жизнедеятельности изменять свою структуру. Создание системы — динамический процесс, который протекает в условиях интеграции и дезинтеграции. С одной стороны, мы хотим наладить взаимовлияние, взаимопроникновение элементов системы, с тем чтобы она функционировала как единый организм, но, с другой стороны, идет процесс нарушения стабильности, поскольку всегда есть индивидуальные различия и интересы субъектов системы, появляются деструктивные ситуации как внутри системы, так и вне ее. Это нормальный, необходимый процесс. У В.А. Караковского была стройная система, которую он создал на основе коммунарской методики. На весь учебный год определялись ключевые дела, за организацию и проведение которых отвечали советы дел (инициативные группы из числа учащихся). Все школьные мероприятия проводились как коллективные творческие дела (КТД). На одном из сборов старшеклассники подняли вопрос о том, что коллективная творческая деятельность себя исчерпала, надоело устраивать «балаганчик». Такие, казалось бы, деструктивные выступления не разрушили систему, а дали импульс к дальнейшему развитию. В процессе коллективных размышлений решили обогатить привычные формы работы новым содержанием: появились смотры знаний, экономические игры, дискуссии и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Классификация произведений художественной литературы для уроков истории
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, ...

Перспективы работы с родителями
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей». Уже два года спортивная школа реализует инновационный проект: «Создание сист ...

Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самооп ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru