Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Педагогика и воспитание » Руководство воспитательным процессом в образовательном учреждении » Проблемы организации и руководства воспитательной системой

Страница 6

На основе системообразующей идеи создается концепция. Каждая концепция должна пройти период критической оценки. Разработчикам следует постоянно задавать себе вопрос: «А что будет, если? » Мы должны помнить, что воспитательная система не какое-то абстрактное образование, — в системе живут люди, и любые изменения затрагивают непосредственно личность.

Если концепция не надуманная, а отражает сущность системы, тогда открывается истинный путь преобразований, что позволяет отобрать и структурно выстроить все элементы системы.

Структурность означает, что элементы системы выстраиваются на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополнения. Возьмем, к примеру, «справедливое сообщество» в системе Л.Кольберга. Действующими элементами системы Л.Кольберга являются: общее собрание, комитет справедливости, сущностные группы, моральные дилеммы. Общее собрание вырабатывало законы жизни «справедливого сообщества». Собрание предварялось работой сущностных групп, неформальных встреч педагогов с небольшими группами учащихся, где велось обсуждение насущных проблем в жизни коллектива. Принятые законы проводились в жизнь комитетом справедливости.

В формировании нравственного сознания отдельно взятое собрание не дало бы необходимого эффекта. Учащиеся должны не просто проголосовать за закон, а осознать свою ответственность за жизнь в сообществе. Точно так же, ограничиваясь абстрактным обсуждением моральных дилемм, не пытаясь строить жизнь на основе нравственной справедливости, мы получим однобокий результат.

Важно не просто иметь набор элементов, а выстроить их так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Если удается представить элементы системы в единстве и взаимосвязи, то эффект влияния каждого элемента усиливается.

Иерархичность означает, что каждый элемент системы может сам рассматриваться как система. Наглядный пример такой системы создан в школе Е. А.Ямбурга. Школа работает в режиме основных и дополнительных модулей. Каждый модуль относительно самостоятелен: средства, методы, формы, управление в определенной степени автономны. Основной модуль ориентирован на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь сложилась вузовская манера преподавания, практикуется приглашение вузовских преподавателей для чтения спецкурсов, работают исследовательские лаборатории. В дополнительном модуле создаются «зоны экологии души»: работают мастерские, детский театр, парикмахерская, конюшня, клуб путешественников, студия живописи. В рамках коррекционно-развивающего модуля действует центр диагностики и развития, медико-психологическая лаборатория, ведется коррекционная работа. Несмотря на относительную самостоятельность по назначению и формам деятельности, все модули работают на общую идею: адаптацию школы к особенностям учащихся и потребностям общества в целях воспитания личности, способной активно взаимодействовать с социумом.

Чем более структурно проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более согласованно работает система в целом, становясь «единым организмом».

Воспитательная система способна к саморазвитию, самоорганизации, т.е. может в процессе жизнедеятельности изменять свою структуру. Создание системы — динамический процесс, который протекает в условиях интеграции и дезинтеграции. С одной стороны, мы хотим наладить взаимовлияние, взаимопроникновение элементов системы, с тем чтобы она функционировала как единый организм, но, с другой стороны, идет процесс нарушения стабильности, поскольку всегда есть индивидуальные различия и интересы субъектов системы, появляются деструктивные ситуации как внутри системы, так и вне ее. Это нормальный, необходимый процесс. У В.А. Караковского была стройная система, которую он создал на основе коммунарской методики. На весь учебный год определялись ключевые дела, за организацию и проведение которых отвечали советы дел (инициативные группы из числа учащихся). Все школьные мероприятия проводились как коллективные творческие дела (КТД). На одном из сборов старшеклассники подняли вопрос о том, что коллективная творческая деятельность себя исчерпала, надоело устраивать «балаганчик». Такие, казалось бы, деструктивные выступления не разрушили систему, а дали импульс к дальнейшему развитию. В процессе коллективных размышлений решили обогатить привычные формы работы новым содержанием: появились смотры знаний, экономические игры, дискуссии и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Дидактические принципы
Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы. Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах: заинтересов ...

Планирование методической работы
Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. ...

Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа при формировании эмпатии у студентов
В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру. Для выявления когнитивного компонента нами была ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru