Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио-и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет – ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.
Остановимся на структуре и методическом содержании каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
Hotlist ( от английского “hotlist” – «список по теме» (или немецкий вариант Linksliste) представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме.
Multimedia Scrapbook (от английского «мультимедийный черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы (например, Podcasts) и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы «скрэпбука» могут быть скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.
Treasure Hunt (от английского «охота за сокровищами») напоминает “Hotlist” и “Scrapbook”. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. C помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.
Subject Sampler стоит на следующей ступени сложности по сравнению с “Treasure Hunt”. В отличие от него “Subject Sampler” направлен на обсуждение социально-заострённых и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать своё собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
WebQuest (от английского “webquest” –«Интернет-проект» - самый сложный тип учебных Интернет – ресурсов. “WebQuest” – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения «вебквеста» через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет – ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи. “HotList” и “Multimedia Scrapbook” направлены на поиск, отбор, классификацию информации. “Treasure Hunt”, “Subject Sampler” и “WebQuest” уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
Похожие статьи:
Систематизация текущего контроля успеваемости
Как уже говорилось в предыдущем пункте, текущий контроль это проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты ...
Методика учебных экскурсий по экологии
Учебные экскурсии на химические и др. объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий - дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанн ...
Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...