Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Страница 2

В программе Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена заложено наибольшее количество «персоналий», знание которых является обязательным. Количество упомянутых имен возрастает от курса к курсу, при том что в каждом последующем курсе ряд фамилий пополняется, а не повторяет друг друга. Это на наш взгляд дает возможность наиболее полно реализовать культурологический потенциал географии в аспекте знаний о русских исследователях-путешественниках на фоне сокращения часов географии в школах.

В содержании курсов наряду с изложением основ географической науки предпринимается попытка средствами материала культурологического характера усилить научно-популярную форму изложения учебного материала, аппелировать к эмоциям, реализовать задачу «Учиться должно быть интересно!»

В программах Московского Педагогического Государственного Университета и Российской Академии Образования количество обязательных к изучению фамилий сводится к минимуму. А в программе для 6 класса Московского Педагогического Государственного Университета вообще отсутствуют какие-либо «персоналии». При этом персоналия распределена между отдельными курсами крайне неравномерно. Как отмечает В.П. Максаковский: «Это означает, что данный вопрос, от которого во многом зависит «очеловечивание» нашей школьной географии, еще до конца не решен».

В.П. Максаковский выделяет это поколение учебников как учебники «четвертой волны». Как отмечает В.П. Максаковский: «это поколение учебников стало гораздо более «раскованным» – разнообразным по методическим подходам и структурному моделированию, более ярким по оформлению, более эмоционально-чувственным по форме изложения и, наконец, более интересным по содержанию».

Последний вывод можно аргументировать хотя бы примерами из области «научной персоналии».

Табл. 1. Сравнение действующих учебников по географии для 6 класса

География. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2001.

Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002.

Физическая география. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова, М.: Просвещение, 1990.

Персоналии

Персоналии

Персоналии

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Н.Н. Миклухо-Маклай

Л.И. Мечников

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Табл. 2. Сравнение действующих учебников по географии для 7 класса

География. Материки, океаны и страны. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова СПб: АСТ, 2001.

География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев М.: Дрофа, 1999.

География материков и океанов. Крылова О.В. Герасимова Т.П. М.: Просвещение, 1997.

География материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М.: Дрофа, 2001.

Порт-реты персо-налий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

Порт-реты персо-налий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

С.И. Дежнев В. Беринг А.И. Чириков И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский С.О. Макаров

В.В. Юнкер Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев Н.И. Вавилов И.П. Герасимов

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Н.И. Вавилов

Федот Попов

С. Дежнев Михаил Гвоздев И. Федоров В. Беринг А.И. Чириков Г. Шелихов

А. Никитин В. Беринг А.И. Чириков И.Ф. Крузенштерн В. Головин

Г. Невельской П.П. Семенов-Тян-Шанскй А.П. Федченко Н.М. Пржевальский П.К. Козлов

С. Дежнев

А. Никитин С.П. Крашенинников П.П. Семенов-Тян-Шанскй В.В. Докучаев

В.И. Вернадский

А.Л. Чижевский Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Г. Шелихов А. Баранов

Н.М. Пржевальский

И. Москвитин В. Поярков Е. Хабаров Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев Н.М. Пржевальский П.К. Козлов

В.В. Юнкер

Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев

Г.И. Лангедорф

Н.Г. Рубцов

А.И. Воейков

Н.И. Вавилов

И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский С.О. Макаров

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

М.М. Салов

А.Ф. Трешников

С.И. Челюскин

Лаптев Прончищев

И. Федоров М. Гвоздев В. Беринг А.И. Чириков Л. Загоскин

С.И. Челюскин

С. Дежнев В. Беринг Д.и Х. Лаптевы П.П. Семенов-Тян-Шанскй В.А. Обручев

Е.П. Ковалевский В.В. Юнкер

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Г.И. Лангсдорф

В. Беринг А.И. Чириков

А. Никитин И.Д. Черский Д. и Х. Лаптевы С. Челюскин И. Гмелин С. Крашенинников П.П. Семенов-Тян-Шанский Н.М. Пржевальский В.И. Роборовский В.А. Обручев И.А. Ефремов

А.Л. Чижевский

А. Никитин А.Л. Чижевский В.И. Вернадский Ю.Ф. Лисянский И.Ф. Крузенштерн С.О. Макаров Г.Я. Седов Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

П.П. Семенов-Тян-Шанский П.К. Козлов Н.М. Пржевальский В.А. Обручев

И. Москвитин С. Дежнев В. Поярков Е. Хабаров

М.П. Лазарев В.М. Головин О.Ю. Шмидт И.Д. Папанин В.В. Юнкер Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев

В.М. Головин Ф.П. Литке С.О. Макаров

Н.И. Вавилов

М.М. Сомов А.Ф. Трешников

В. Беринг А.И. Чириков Г.И. Шелихов

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Структура высшего образования
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: Образовательные уровни: – Неполное высшее образование Неполное высшее образование – уровень высшего образования человека, который характеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личн ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Программное содержание: 1. Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку «Теремок». 2. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя 2 сюжета, способствовать развитию сюжета игры. 3. Закреплять знания детей о профессиях, о культуре поведения. 4. Воспитывать положительное и доб ...

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию
В дошкольном учреждении создаются условия для реализации указанных задач, обеспечивающих физическую готовность детей к успешному овладению школьной программой. Учитывая возрастные особенности развития движений и большую потребность в них, в первые годы жизни используются специфические средства физи ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru