Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Страница 2

В программе Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена заложено наибольшее количество «персоналий», знание которых является обязательным. Количество упомянутых имен возрастает от курса к курсу, при том что в каждом последующем курсе ряд фамилий пополняется, а не повторяет друг друга. Это на наш взгляд дает возможность наиболее полно реализовать культурологический потенциал географии в аспекте знаний о русских исследователях-путешественниках на фоне сокращения часов географии в школах.

В содержании курсов наряду с изложением основ географической науки предпринимается попытка средствами материала культурологического характера усилить научно-популярную форму изложения учебного материала, аппелировать к эмоциям, реализовать задачу «Учиться должно быть интересно!»

В программах Московского Педагогического Государственного Университета и Российской Академии Образования количество обязательных к изучению фамилий сводится к минимуму. А в программе для 6 класса Московского Педагогического Государственного Университета вообще отсутствуют какие-либо «персоналии». При этом персоналия распределена между отдельными курсами крайне неравномерно. Как отмечает В.П. Максаковский: «Это означает, что данный вопрос, от которого во многом зависит «очеловечивание» нашей школьной географии, еще до конца не решен».

В.П. Максаковский выделяет это поколение учебников как учебники «четвертой волны». Как отмечает В.П. Максаковский: «это поколение учебников стало гораздо более «раскованным» – разнообразным по методическим подходам и структурному моделированию, более ярким по оформлению, более эмоционально-чувственным по форме изложения и, наконец, более интересным по содержанию».

Последний вывод можно аргументировать хотя бы примерами из области «научной персоналии».

Табл. 1. Сравнение действующих учебников по географии для 6 класса

География. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2001.

Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002.

Физическая география. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова, М.: Просвещение, 1990.

Персоналии

Персоналии

Персоналии

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Н.Н. Миклухо-Маклай

Л.И. Мечников

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Табл. 2. Сравнение действующих учебников по географии для 7 класса

География. Материки, океаны и страны. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова СПб: АСТ, 2001.

География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев М.: Дрофа, 1999.

География материков и океанов. Крылова О.В. Герасимова Т.П. М.: Просвещение, 1997.

География материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М.: Дрофа, 2001.

Порт-реты персо-налий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

Порт-реты персо-налий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

С.И. Дежнев В. Беринг А.И. Чириков И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский С.О. Макаров

В.В. Юнкер Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев Н.И. Вавилов И.П. Герасимов

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Н.И. Вавилов

Федот Попов

С. Дежнев Михаил Гвоздев И. Федоров В. Беринг А.И. Чириков Г. Шелихов

А. Никитин В. Беринг А.И. Чириков И.Ф. Крузенштерн В. Головин

Г. Невельской П.П. Семенов-Тян-Шанскй А.П. Федченко Н.М. Пржевальский П.К. Козлов

С. Дежнев

А. Никитин С.П. Крашенинников П.П. Семенов-Тян-Шанскй В.В. Докучаев

В.И. Вернадский

А.Л. Чижевский Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Г. Шелихов А. Баранов

Н.М. Пржевальский

И. Москвитин В. Поярков Е. Хабаров Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев Н.М. Пржевальский П.К. Козлов

В.В. Юнкер

Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев

Г.И. Лангедорф

Н.Г. Рубцов

А.И. Воейков

Н.И. Вавилов

И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский С.О. Макаров

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

М.М. Салов

А.Ф. Трешников

С.И. Челюскин

Лаптев Прончищев

И. Федоров М. Гвоздев В. Беринг А.И. Чириков Л. Загоскин

С.И. Челюскин

С. Дежнев В. Беринг Д.и Х. Лаптевы П.П. Семенов-Тян-Шанскй В.А. Обручев

Е.П. Ковалевский В.В. Юнкер

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

Г.И. Лангсдорф

В. Беринг А.И. Чириков

А. Никитин И.Д. Черский Д. и Х. Лаптевы С. Челюскин И. Гмелин С. Крашенинников П.П. Семенов-Тян-Шанский Н.М. Пржевальский В.И. Роборовский В.А. Обручев И.А. Ефремов

А.Л. Чижевский

А. Никитин А.Л. Чижевский В.И. Вернадский Ю.Ф. Лисянский И.Ф. Крузенштерн С.О. Макаров Г.Я. Седов Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай

Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев

П.П. Семенов-Тян-Шанский П.К. Козлов Н.М. Пржевальский В.А. Обручев

И. Москвитин С. Дежнев В. Поярков Е. Хабаров

М.П. Лазарев В.М. Головин О.Ю. Шмидт И.Д. Папанин В.В. Юнкер Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев

В.М. Головин Ф.П. Литке С.О. Макаров

Н.И. Вавилов

М.М. Сомов А.Ф. Трешников

В. Беринг А.И. Чириков Г.И. Шелихов

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития
В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды ...

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru