Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Страница 4

– материал изучался в 6–7-х классах;

– недостаточное количество часов на изучение материала;

– отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал».

Автор предлагает уделить внимание повторению тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. На ряду со многими различными темами в этот список попал и раздел «история географических открытий», а ведь именно его по большей части и составляют знания о русских исследователях-путешественниках. Вопросы из этого раздела географических знаний представлены в любом варианте экзаменационной работы по ЕГЭ. Все это говорит о необходимости формирования у учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.

Изучив состояние проблемы в педагогической и методической литературе, мы приступили к осуществлению экспериментальной работы. В соответствии с целью исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента, были поставлены следующие частные задачи:

– определить состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при изучении школьного курса географии 6–9 классов;

– определить возможности мотивации учащихся к получению знаний.

Констатирующий эксперимент проводился в гимназии №105 Выборгского района Санкт-Петербурга. В ходе эксперимента было опрошено 39 учеников 8-х и 9-х классов.

Табл. 4. Результаты констатирующего эксперимента

Вопросы

Варианты ответов

8 класс

9 класс

1. Сопоставьте, пожалуйста, портреты известных русских исследователей-путешественников с фамилиями из списка. (Пржевальский Н.М., Обручев В.А., Крашенинников С.П., Докучаев В.В., Воейков А.И.)

1 совпадение

23% - 27% - 32%

18%

23% 12% 30% - -

35%

2 совпадения

3 совпадения

4 совпадения

Все

Ни одного

2. Можете ли Вы сформулировать их основные заслуги?

Да

23%

77%

24%

76%

Нет

3. Достаточно ли времени на Ваш взгляд уделяют учителя географии на знакомство с русскими исследователями-путешественниками?

Недостаточно, хотелось бы знать больше

50%

36%

14%

35%

53%

12%

Достаточно, мне хватает полученных знаний

Мне все равно, не интересны эти знания

4. Как бы Вы хотели изучать материал о русских исследователях-путешественниках?

В рамках урока (интересные факты из жизни, просмотр видеофрагментов)

50%

36%

14%

47%

32%

21%

В форме тематического урока-игры, урока-путешествия и пр.

Проведение тематических внеклассных мероприятий (викторины, театральные постановки, недели географии и т.п.)

Анализ результатов анкетирования показал, что знания о русских исследователях-путешественниках у учащихся являются не полными и отрывочными. После прохождения материала не остается связей между именами, портретами и заслугами людей, внесших огромный вклад в науку и формирование территории России. С другой стороны половина респондентов в 8-х классах хотела бы получить более обширные знания по данному вопросу. В 9-х классах этой точки зрения придерживается около трети опрошенных. На наш взгляд одной из причин такого положения является то, что к этому времени у учащихся формируется определенный круг интересов и география, чаще всего, теряет для многих свою привлекательность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Общая характеристика методов научного исследования
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изла ...

Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии
С началом XXI века становиться все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Хотя человек по своей природе и исследователь, но сегодня иссл ...

Формирование пунктуационной зоркости
Пунктуационная зоркость - это, во-первых, умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания, во-вторых, предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru