Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Страница 4

– материал изучался в 6–7-х классах;

– недостаточное количество часов на изучение материала;

– отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал».

Автор предлагает уделить внимание повторению тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. На ряду со многими различными темами в этот список попал и раздел «история географических открытий», а ведь именно его по большей части и составляют знания о русских исследователях-путешественниках. Вопросы из этого раздела географических знаний представлены в любом варианте экзаменационной работы по ЕГЭ. Все это говорит о необходимости формирования у учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.

Изучив состояние проблемы в педагогической и методической литературе, мы приступили к осуществлению экспериментальной работы. В соответствии с целью исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента, были поставлены следующие частные задачи:

– определить состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при изучении школьного курса географии 6–9 классов;

– определить возможности мотивации учащихся к получению знаний.

Констатирующий эксперимент проводился в гимназии №105 Выборгского района Санкт-Петербурга. В ходе эксперимента было опрошено 39 учеников 8-х и 9-х классов.

Табл. 4. Результаты констатирующего эксперимента

Вопросы

Варианты ответов

8 класс

9 класс

1. Сопоставьте, пожалуйста, портреты известных русских исследователей-путешественников с фамилиями из списка. (Пржевальский Н.М., Обручев В.А., Крашенинников С.П., Докучаев В.В., Воейков А.И.)

1 совпадение

23% - 27% - 32%

18%

23% 12% 30% - -

35%

2 совпадения

3 совпадения

4 совпадения

Все

Ни одного

2. Можете ли Вы сформулировать их основные заслуги?

Да

23%

77%

24%

76%

Нет

3. Достаточно ли времени на Ваш взгляд уделяют учителя географии на знакомство с русскими исследователями-путешественниками?

Недостаточно, хотелось бы знать больше

50%

36%

14%

35%

53%

12%

Достаточно, мне хватает полученных знаний

Мне все равно, не интересны эти знания

4. Как бы Вы хотели изучать материал о русских исследователях-путешественниках?

В рамках урока (интересные факты из жизни, просмотр видеофрагментов)

50%

36%

14%

47%

32%

21%

В форме тематического урока-игры, урока-путешествия и пр.

Проведение тематических внеклассных мероприятий (викторины, театральные постановки, недели географии и т.п.)

Анализ результатов анкетирования показал, что знания о русских исследователях-путешественниках у учащихся являются не полными и отрывочными. После прохождения материала не остается связей между именами, портретами и заслугами людей, внесших огромный вклад в науку и формирование территории России. С другой стороны половина респондентов в 8-х классах хотела бы получить более обширные знания по данному вопросу. В 9-х классах этой точки зрения придерживается около трети опрошенных. На наш взгляд одной из причин такого положения является то, что к этому времени у учащихся формируется определенный круг интересов и география, чаще всего, теряет для многих свою привлекательность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Описание программного продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...

Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...

Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
Существенный рост информации об окружающем мире, создание и применение в образовательном процессе современных технологий привели к увеличению объемов учебного материала, который необходимо усвоить школьнику и студенту. Необходимость полного и качественного освоения учебной программы по различным ди ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru