Как следует из таблицы 1, в МОУ СОШ № 103 профилактическая работа осуществляется на основе традиционных подходов: информирование с элементами запугивания и подход, основанный на влиянии социальных факторов. При работе с учащимися, профилактическая деятельность преимущественно направлена на предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм человека и предоставление фактов о деградации людей, употребляющих наркотические вещества (проведение тематических классных часов, оборудование уголка профилактики зависимостей, показ видеофильмов и д.р.). Большое внимание уделяется включению родителей в процесс профилактики, так как влияние семьи играет большую роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации.
Методы, применяемые при проведении занятий, также являются традиционными и, как показали результаты последних исследований, малоэффективными. Это: беседы, лекции, встречи со специалистами.
Не уделяется внимания проведению тренинговых занятий направленных на коррекцию поведения подростков, выявлению факторов риска, приводящих к отклонениям в поведении, практически не затрагивается тема организации досуга подростков. Все это приводит к снижению эффективности профилактической деятельности.
Работа по профилактике наркотической зависимости в
МОУ СОШ № 103 ведется активно и в различных направлениях. В профилактической деятельности задействованы все специалисты школы. Однако, не смотря на все это, процент курящих подростков, употребляющих алкоголь, замеченных в употреблении токсических, наркотических веществ продолжает расти. Для повышения эффективности профилактической деятельности необходимо, учитывая возрастные особенности и потребности учащихся, организовывать их досуг; по средствам тренинговых занятий корректировать личностно-психологические качества подростков. Прежде всего, перед началом профилактикой работы, необходимо выявить основные факторы риска для отклонения в поведении подростков.
Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития подростка может иметь употребление психоактивных средств, особенно в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму употребление таких веществ наносит личности растущего организма, а также его духовно-нравственному и социальному здоровью. В результате, у человека возникает система асоциальных мотивов поведения и альтернативных ценностей. Как было уже сказано, одним из важных этапов профилактики аддиктивного поведения является диагностика предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, так как не зная истинных причин и факторов, влияющих на развитие отклонений в поведении человека, нельзя их нивелировать, а, значит, и провести эффективную профилактическую работу.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №103 с 01.02.2007г. по 25.02.2007г. В исследовании приняли участие: 16 учащихся 9Б класса, их родители (12 человек), классный руководитель, социальный педагог, и школьный психолог.
Для выявления подростков, которых можно отнести к группе риска, была проведена беседа с классным руководителем 9Б класса, Т.С. Фатеевой.
По результаты беседы мы сделали вывод о том, что, по мнению классного руководителя, как минимум 5 человек данного класса можно отнести к "группе риска". У этих подростков существуют проблемы с успеваемостью и поведением на уроках, неадекватные реакции на просьбы учителей, повышенный уровень конфликтности с педагогами, отсутствуют доверительные отношения с родителями, отсутствует мотивация к общественно полезному труду.
Дальнейшая диагностика, включающая в себя анализ школьного журнала и личных карточек учащихся, подтвердила, что у отмеченных классным руководителем подростков существуют проблемы с успеваемостью. Так же выяснилось, что два подростка из пяти проживают в неполных семьях, в неблагоприятных жилищных условиях. В семьях данной группы подростков практически отсутствует контроль за проведением досуга, не проводится воспитательная работа с ними. Родители редко посещают образовательное учреждение, не откликаются на приглашения социального педагога и классного руководителя.
Следующим шагом в выявлении подростков группы риска было проведение анкетирования. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты анкетирования "Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска"
Показатель |
Норма |
Высокие баллы (группа риска) |
1. Отношения в семье |
до 5 баллов 65% |
5 и более баллов 35% |
2. Агрессивность |
до 5 баллов 30% |
более 5 баллов 70% |
3. Недоверие к людям |
до 5 баллов 45% |
5 и более баллов 55% |
4. Неуверенность в себе |
до 6 баллов 40% |
6 и более баллов 60% |
Похожие статьи:
Особенности письма младших школьников с ЗПР
Проблема нарушения письма у учащихся младшего возраста с ЗПР занимает одно из ведущих мест в практике их школьного обучения. Опыт учебной и логопедической работы с этими детьми, психолого-педагогические и клинические исследования свидетельствуют о большой распространённости нарушений письма и разно ...
Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...
Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...