Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Наркомания в настоящее время – это одна из острых социальных проблем не только в России, но и во всем мире. Образовательные учреждения, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность. Появилось большое количество специалистов, занимающихся профилактикой распространения психоактивных веществ и формирования зависимости от них. Происходит увеличение количества учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако эта деятельность не приводит к желательным результатам. По данным Информационного агентства АПИ до 60% населения страны в возрасте до 21 года может быть отнесено к "группе риска" употребления наркотических веществ.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, рост наркотизации населения страны за последние 5 лет увеличился более чем в 6,5 раз. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей особенно, подросткового возраста.

Как отмечает главный нарколог города Екатеринбурга Б. Тепляков, в последние годы получили распространение "семейная" наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Число смертных случаев от употребления наркотических средств среди населения за последние десять лет увеличилось в 12 раз, а среди старших подростков — в 42 раза. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние матери. За счет этого общество теряет значительную часть наиболее активных граждан.

Следствием увеличения числа старших подростков, употребляющих наркотические вещества, является повышение спроса и соответственно увеличение цен на них, что приводит к росту преступности.

Анализ статистических данных показывает, что в 2003 – начале 2004 гг. среди преступников в сфере незаконного оборота наркотиков, несовершеннолетние составили до 10%, а лица в возрасте от 18 до 30 лет - 62,8%. Количество несовершеннолетних, участвовавших в незаконных операциях с наркотиками, увеличилось на 14%, почти треть из них совершали правонарушения в группе.

На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркомания является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной. Поэтому, для эффективной борьбы с продолжающимся ростом наркомании недостаточно только лечения и реабилитации. Особое место в этом процессе должна занимать превентивная работа с группами риска. Профилактика наркомании особенно необходима в подростковой и молодёжной среде, где доминируют различные мифы относительно наркотических средств, постоянно растёт их потребление, а профилактическая работа проводится в недостаточной мере.

Исследованию различных вопросов проблем наркомании и непосредственно профилактике наркомании среди старшеклассников посвящены в последние годы работы многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Н. А. Сирота, В.М. Ялтонского, С.Б. Белогурова, С.В. Березина, Е.Б.Иванову. В них содержатся практические рекомендации по профилактике наркотической зависимости, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления; предлагаются методики проведения мероприятий превентивного характера. Однако предложенные методики в большинстве случаев являются малоэффективными, что подтверждается ростом числа подростков, употребляющих наркотические вещества .

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: "Социально – педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков на примере МОУ СОШ №103".

Противоречие: с одной стороны, в настоящее время врачами, психологами, педагогами, социальными педагогами проводится большое количество мероприятий, направленных на первичную профилактику наркотической зависимости у подростков, а с другой стороны, в обществе наблюдается увеличение старших подростков, употребляющих наркотические вещества.

Проблема: что может сделать социальный педагог школы для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков?

Объект: первичная профилактика наркотической зависимости у старших подростков.

Предмет: основные формы, подходы и методы в деятельности социального педагога школы по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков.

Цель: изучить основные формы, подходы и методы первичной профилактики наркотической зависимости у старшеклассников в деятельности социального педагога школы.

Гипотеза: вероятно, для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков в деятельность социального педагога школы должны быть включены:

Организация активного досуга подростков.

Формирование у подростков коммуникативных умений, здорового образа жизни, навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения.

Включение в деятельность социального педагога активных форм первичной профилактики (тренинги, мозговые штурмы и др.).

Задачи:

проанализировать научную, учебную и учебно-методическую литературу по данной теме;

проанализировать психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста;

определить понятие, стадии формирования наркотической зависимости;

охарактеризовать факторы, влияющие на начало употребления наркотических средств;

проанализировать превентивные меры первичной профилактики подростковой наркомании;

Определить направление деятельности социального педагога, в профилактике наркотической зависимости у подростков;

провести эмпирическое исследование, на основании которого дать рекомендации социальному педагогу, данного учебного заведения.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103 г. Екатеринбурга.

Методы: теоретические – анализ и синтез, классификация, систематизация; эмпирические – анкетирование, тестирование, беседа, анализ документов.

Похожие статьи:

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Урок 1. Вводное занятие. (1 час) Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: «В человеке все долж ...

Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...

Анализ программ и стандарта по информатике в начальной школе
Изучив стандарт по технологии в начальной школе, оказалось, что информатика изучается в рамках предмета "Технология" как отдельный модуль с 3 класса. Так как ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра, поэтому мы считаем, что целесообразно вводить элементы теории игр. Были ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru