Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков

Наркомания в настоящее время – это одна из острых социальных проблем не только в России, но и во всем мире. Образовательные учреждения, правоохранительные органы и общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность. Появилось большое количество специалистов, занимающихся профилактикой распространения психоактивных веществ и формирования зависимости от них. Происходит увеличение количества учреждений и организаций, где наркозависимым оказывается необходимая медицинская и психолого-социальная помощь. Однако эта деятельность не приводит к желательным результатам. По данным Информационного агентства АПИ до 60% населения страны в возрасте до 21 года может быть отнесено к "группе риска" употребления наркотических веществ.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, рост наркотизации населения страны за последние 5 лет увеличился более чем в 6,5 раз. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей особенно, подросткового возраста.

Как отмечает главный нарколог города Екатеринбурга Б. Тепляков, в последние годы получили распространение "семейная" наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Число смертных случаев от употребления наркотических средств среди населения за последние десять лет увеличилось в 12 раз, а среди старших подростков — в 42 раза. Все большее пристрастие к наркотикам проявляют женщины, в том числе матери-одиночки и несовершеннолетние матери. За счет этого общество теряет значительную часть наиболее активных граждан.

Следствием увеличения числа старших подростков, употребляющих наркотические вещества, является повышение спроса и соответственно увеличение цен на них, что приводит к росту преступности.

Анализ статистических данных показывает, что в 2003 – начале 2004 гг. среди преступников в сфере незаконного оборота наркотиков, несовершеннолетние составили до 10%, а лица в возрасте от 18 до 30 лет - 62,8%. Количество несовершеннолетних, участвовавших в незаконных операциях с наркотиками, увеличилось на 14%, почти треть из них совершали правонарушения в группе.

На сегодняшний день общепризнанным считается, что наркомания является не столько проблемой медицинского характера, сколько проблемой социальной. Поэтому, для эффективной борьбы с продолжающимся ростом наркомании недостаточно только лечения и реабилитации. Особое место в этом процессе должна занимать превентивная работа с группами риска. Профилактика наркомании особенно необходима в подростковой и молодёжной среде, где доминируют различные мифы относительно наркотических средств, постоянно растёт их потребление, а профилактическая работа проводится в недостаточной мере.

Исследованию различных вопросов проблем наркомании и непосредственно профилактике наркомании среди старшеклассников посвящены в последние годы работы многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Н. А. Сирота, В.М. Ялтонского, С.Б. Белогурова, С.В. Березина, Е.Б.Иванову. В них содержатся практические рекомендации по профилактике наркотической зависимости, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления; предлагаются методики проведения мероприятий превентивного характера. Однако предложенные методики в большинстве случаев являются малоэффективными, что подтверждается ростом числа подростков, употребляющих наркотические вещества .

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования: "Социально – педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков на примере МОУ СОШ №103".

Противоречие: с одной стороны, в настоящее время врачами, психологами, педагогами, социальными педагогами проводится большое количество мероприятий, направленных на первичную профилактику наркотической зависимости у подростков, а с другой стороны, в обществе наблюдается увеличение старших подростков, употребляющих наркотические вещества.

Проблема: что может сделать социальный педагог школы для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков?

Объект: первичная профилактика наркотической зависимости у старших подростков.

Предмет: основные формы, подходы и методы в деятельности социального педагога школы по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков.

Цель: изучить основные формы, подходы и методы первичной профилактики наркотической зависимости у старшеклассников в деятельности социального педагога школы.

Гипотеза: вероятно, для снижения роста наркотической зависимости у старших подростков в деятельность социального педагога школы должны быть включены:

Организация активного досуга подростков.

Формирование у подростков коммуникативных умений, здорового образа жизни, навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения.

Включение в деятельность социального педагога активных форм первичной профилактики (тренинги, мозговые штурмы и др.).

Задачи:

проанализировать научную, учебную и учебно-методическую литературу по данной теме;

проанализировать психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста;

определить понятие, стадии формирования наркотической зависимости;

охарактеризовать факторы, влияющие на начало употребления наркотических средств;

проанализировать превентивные меры первичной профилактики подростковой наркомании;

Определить направление деятельности социального педагога, в профилактике наркотической зависимости у подростков;

провести эмпирическое исследование, на основании которого дать рекомендации социальному педагогу, данного учебного заведения.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103 г. Екатеринбурга.

Методы: теоретические – анализ и синтез, классификация, систематизация; эмпирические – анкетирование, тестирование, беседа, анализ документов.

Похожие статьи:

Формирующий и контрольный этапы эксперимента
Задачи формирующего этапа эксперимента: 1.Сформировать основные направления коррекционно-развивающей работы и разработать методы коррекционного воздействия для преодоления выявленных специфических ошибок. 2.Провести экспериментальное обучение и оценить его эффективность. Нами предложен комплекс упр ...

Цикличность проведения практикумов
Многие авторы считают, что формирование исследовательских умений должно носить цикличный характер. Принципу цикличности соответствует методика проведения физического практикума по общей физике, предложенная В.В. Панченко, В.И. Стремоусовым. Лабораторный практикум делится на два цикла: вводный и ком ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru