Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Педагогика и воспитание » Гуманизация и гуманитаризация образования » Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Страница 2

Третье направление — школа диалога культур В.С.Библера, в рамках которой объединяются идеи развивающего обучения и диалога культур.

Разные подходы к образованию, разные его интерпретации, разные виды педагогических практик еще только формируются, поэтому, по сути, сегодня трудно говорить о единых ценностях образования. Тем не менее философия образования, по-видимому, должна заниматься выявлением исходных ценностей, основополагающих установок в образовании и воспитании, соответствующих тем требованиям и задачам, которые объективно выдвигаются в условиях современного общества. Сегодня кажется очевидным, что формирование культурной, свободной и ответственной личности — центральная задача всей системы образования.

В этой связи для развития подходов к обучению особенно значимым представляется изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Нельзя забывать, что применение знаний не определяется автоматически, это творческая задача, решаемая каждый раз в новой, неповторимой ситуации. Человек в наши дни живет во все более и более сложных условиях, когда в каждом конкретном случае нет и быть не может готовых решений, когда нужно их находить, принимать и нести за них ответственность. Поэтому в процессе образования задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать, учитывать аргументы оппонента, выходит на одно из первых мест. Несомненно, востребованными становятся люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более чем в одной профессиональной позиции, сохраняющие самообладание в условиях неопределенности.

Необходимость формирования такой личности предопределяет направление коренных реформ в образовательной системе.

Не менее серьезная проблема возникает из конфликта рационального и иррационального в культурном пространстве в целом и в образовательном процессе в частности. Наблюдается резкий всплеск невротизма, психических заболеваний (особенно в молодежной среде), социального одиночества, деструкции нравов и так далее. К этому следует добавить стрессорное нарастание информационных перегрузок, избыточность и хаотичность информации, нагрузку в образовательном процессе преимущественно на рациональную сферу, дикие формы эмоциональных «разрядок». Из-за недостаточности художественно-образных форм в современной системе образования и «неиспользования» возможностей развития творческой фантазии, интуиции появилась опасность однополушарного развития. Образование оказалось предельно рационализированным и вербализованным, из него выхолощен «эффективно-эмоциональный запал детства» (А.В.Толстых), что приводит к распространению бездуховности в обществе. Нельзя не согласиться с Ю.Н.Афанасьевым, что «падение духовной культуры, девальвация моральных норм, утилитарная профессионализация ведет молодежь к утрате жизненных ориентиров».

На протяжении последних десятилетий среди педагогов в разных странах мира все шире распространяется установка на создание для учащегося возможностей занимать в учебном процессе активную, инициативную позицию; не просто «усваивать» предлагаемый учителем, программой, учебником материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог; самому ставить вопросы и искать на них ответы, не останавливаться на найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение обучения в живой, процесс. Такой подход к обучению определяет и новые требования к личностным качествам и профессиональным умениям педагога.

Трудности в решении назревших задач определяются как объективными, так и субъективными факторами. Нельзя не учитывать, что школа — один из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта характерна и для учебного процесса. Кроме того, с огромным трудом поддается изменению классическая система взаимоотношений в диаде «учитель — ученик».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Художественно-прикладная деятельность школьников на уроках композиции
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) ставит на 2 ступени перед педагогом определенную цель: накопление элементарных представлений о художественном мире человека, языках искусства, способах художественного оформления быта на примере древнегреческого искусства ...

Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи
Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи: Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, воп ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мот ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru