Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Педагогика и воспитание » Гуманизация и гуманитаризация образования » Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Страница 4

Многолетняя педагогическая практика показывает, что развитие системы образования, как правило, педагоги не связывают с социально-историческими, экономическими и политическими изменениями, которые происходят в мире. Однако социальный заказ, направляемый обществом системе образования, порождается в первую очередь именно этими изменениями. Вся история развития области педагогических знаний лишь подтверждает эту мысль.

Педагогические цели — следствие социальных, а также социальной сущности обучения. Новые требования общества к образованию, а точнее, к уровню образованности и развития личности, и новые условия жизни меняют как методы преподавания, так и содержание педагогической практики. В связи с этим разработка новых концепций и технологий обучения, соответствующих актуальным целям образования, становится не только педагогической, но и социальной задачей. Именно поэтому изменение подходов к обучению следует рассматривать в широком контексте исторических, политических, экономических и социальных условий общества в целом.

В современный переходный период со всеми его кризисными явлениями, в том числе (что особенно важно) в духовной сфере, выявляется особая острота и актуальность формирования позитивной стратегии обучения и воспитания. Такая стратегия, не возвращаясь на позиции авторитарного диктата по отношению к личности, должна прежде всего исходить из новых отношений между учителем и учащимся, что предполагает необходимость разработки многих вопросов теории и практики педагогической деятельности.

Изменение ролевых функций учителя и учащихся оказывается связанным с важнейшим принципом гуманитарного образования, принципом диалогизма (диалога). Методологические основы данного принципа, как и сама теория диалога, получили всестороннее развитие и обоснование в работах М.М.Бахтина. Определяя сущность человеческих взаимоотношений, М.М.Бахтин выделял в качестве основополагающей черты принцип всеобщности диалога. Диалогические отношения — почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения, проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Отсюда проистекает требование организовать учебный процесс и по содержанию, и по форме таким образом, чтобы учащиеся получали возможность рассматривать все явления жизни через призму их диалогового характера. Кроме того, принцип диалога включает принципиально важное для построения учебного процесса признание равноценности и равнозначности всех участников общения. Это требует от преподавателя преодоления всей предшествующей традиции обучения. Преподаватель и учащийся, ведущие диалог в процессе познания, должны выходить на уровень понимания, а понимание, по Бахтину, всегда диалогично, т.е. понимание — это взаимопонимание. Понять — значит понять другое, чужое. Принцип диалогизма, несомненно, помогает выйти на новый уровень гуманитарного знания и организации гуманитарного образования.

Этот же принцип лежит в основе теории межкультурной коммуникации. Реализация принципа диалогизма с очевидностью просматривается в схеме, по которой должен развиваться процесс обучения межкультурной коммуникации, а именно: снятие предубеждений (размывание стереотипов), затем рефлексия «чужого» и, наконец, идентификация, то есть понимание и принятие перспективы «чужого» без потери своей. Эта же схема, как нам кажется, соответствует не только самой природе межкультурного общения, средством которого стали иностранные языки, но и межличностного в рамках монокультуры.

Связь культуры и коммуникации неразрывна. Недаром коммуникацию называют «сердцевиной» (Э.Холл) культуры, ведь только через язык в его устных и письменных формах человек познает свою или чужую культуру. Видение мира, стереотипы мышления, поведения полностью отражены в языке на уровне лексики, грамматики, речевых оборотов и общении на этом языке.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что максимальное использование и развитие диалогового общения — это одновременно подготовка учащихся к осуществлению грамотного межличностного и межкультурного общения, это формирование толерантной и свободной личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были ...

Семейное воспитание в наследии Каменского
Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родител ...

Игра как метод обучения в начальной школе
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в школы последние несколько лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, элек ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru