Шестнадцать пламенных лет

Страница 1

Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.

Если представить себе развитее колонии имени Горького схематически, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: если в колонии мало продуктов колонисты распахивают землю и заводят свинарню; если в колонии начинается воровство – колонисты организуются на борьбу с воровством; в колонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне и т.д.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: если рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов - начинается "завоевание" этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, большие пашни – одним словом богаче и культурней жить.

Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.

Появляется новая перспектива "завоевание" Куряжа, а затем рост в новых условиях и новые перспективы. Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемой словами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан. Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива - новой воспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.

Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождало в воспитанниках чувство ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приносили победу в достижении целей в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, познавалось удовлетворение своей деятельностью. В свою очередь успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации, организация и интерес родили дисциплину, создавали новые чувства и отношения – чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.

С каждым днем росли и расширялись жизненные сферы, в которые включал своих воспитанников Макаренко; он прививал им через это все новые знания, навыки, моральные качества. Все воспитанники обучались в школе и трудились на производстве, был организован культурный быт колонии, все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправление в нем.

В 1925 году в колонии была создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представления о том, что они все же не полноценные люди, а "дефективные". Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

Установились и расширились связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенских организаций. И на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, и вместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко день за днем неотступно вел свои воспитанников по путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял в привычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Способности к работе в команде
Под командой понимается в данном случае рабочая группа, для которой характерен ряд специфических признаков. Речь идет о малой (по функциональным признакам) структурированной группе с четко определенной целью. Цель состоит в решении комплексных проблем, которые не могут быть решены в одиночку. Подоб ...

Методика использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в ...

Цель обучения пунктуации. Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе: сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Существуют два уро ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru