Шестнадцать пламенных лет

Страница 4

Успех в воспитании новых "настоящих" людей из людей "последнего сорта" Макаренко не считал своей заслугой или заслугой кучки педагогов.

Это говорил он, "заслуга всей нашей советской жизни - тех целей, которые между нами стоят, тех путей, которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часе нашей жизни".

Делая вывод из всего, что было сказано выше, мы выявляем, что период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

Столетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С. Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов. На ощупь искал он пути воспитания нового человека - человека социалистического общества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые могли бы ему существенно помочь. Его опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С. Макаренко имел дело с группой подростков, изолировавших себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом виде условия формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном их объеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательно регулировать и управлять ими. Что же помогло А.С. Макаренко найти нужные пути воспитания? Его безусловная вера в человека, безусловное уважение к личности. Эти качества были присущи всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека - вот главный урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда актуальный для нас. И еще об одном его уроке. Истоки теории - в гуще жизни, на самых передовых рубежах общественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал А.С. Макаренко. И потому еще предстоит учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.

Учитель жизни - вот самая сущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта черта сливает воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самыми живыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающих самоотверженным служением своему делу.

Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.

Результаты исследования показали, что основными этапами становления А.С. Макаренко как педагога являются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Затем обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии
Игра «Объяснялочки» Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами. Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке». Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае ...

Использование соревновательно-игровых упражнений в учебно-тренировочном процессе по видам спорта
Как средство физического воспитания способствует всестороннему развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании. Занятия по легкой атлетике нужно начинать с того, что установить у учащегося более сильную руку и ...

Вопросы выбора колледжа или университета
При выборе университета или колледжа американцам нужно узнавать не только о требованиях для поступления в учебное заведение (и о плате за учение), им приходится также думать и о многом другом. Им необходимо знать следующее: Какой диплом дает колледж? Каков срок обучения? На факультетах университета ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru