Шестнадцать пламенных лет

Страница 4

Успех в воспитании новых "настоящих" людей из людей "последнего сорта" Макаренко не считал своей заслугой или заслугой кучки педагогов.

Это говорил он, "заслуга всей нашей советской жизни - тех целей, которые между нами стоят, тех путей, которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часе нашей жизни".

Делая вывод из всего, что было сказано выше, мы выявляем, что период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

Столетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С. Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов. На ощупь искал он пути воспитания нового человека - человека социалистического общества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые могли бы ему существенно помочь. Его опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С. Макаренко имел дело с группой подростков, изолировавших себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом виде условия формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном их объеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательно регулировать и управлять ими. Что же помогло А.С. Макаренко найти нужные пути воспитания? Его безусловная вера в человека, безусловное уважение к личности. Эти качества были присущи всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека - вот главный урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда актуальный для нас. И еще об одном его уроке. Истоки теории - в гуще жизни, на самых передовых рубежах общественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал А.С. Макаренко. И потому еще предстоит учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.

Учитель жизни - вот самая сущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта черта сливает воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самыми живыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающих самоотверженным служением своему делу.

Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.

Результаты исследования показали, что основными этапами становления А.С. Макаренко как педагога являются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Затем обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания
К.П. Корневым и Н.Н. Шушариной реализован подход, при котором в процессе подготовки к выполнению лабораторной работы, кроме изучения теоретического материала и методики выполнения работы, обучаемый решает, несколько специально подобранных задач. Задачи имеют исследовательский характер и подобраны т ...

Медико – психолого – педагогичиские основы нарушений речевого развития детей
В логопедии как науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас ...

Предмет и задачи теории игр
В процессе целенаправленной человеческой деятельности возникают ситуации, в которых интересы отдельных лиц (участников, групп, сторон) либо прямо противоположны (антагонистичны), либо, не будучи непримиримыми, все же не совпадают. Простейшими и наиболее наглядными примерами таких ситуаций являются ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru