Шестнадцать пламенных лет

Страница 2

Имея перед собой яркую программу новой человеческой личности, Макаренко выбирал из всего разнообразия жизни те явления, которые соответствовали целям воспитания, и включал своих воспитанников в них, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношение воспитанников в процессе из решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, возникали параллельные педагогические результаты: закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые.

Постепенно в колонии наладилась такая жизнь, что в ней не было ничего случайного и стихийного. Коллектив колонистов – горьковцев учился, работал, жил полнокровной жизнью. Это означало, что Макаренко уже удалось осуществить основной принцип единства воспитания и жизни: "воспитание" - это нудное, скучное натаскивание, зубрежка, нотации, распекания и все что связано с этим словом в старой буржуазной школе и педагогике, - превратилось в яркую, трудовую, радостную и счастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.

Опыт колонии имени Горького свидетельствует о том, что Макаренко не только установил основные положения теории воспитательного коллектива, но и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. В колонии эта воспитательная система в общих чертах выглядела так:

Обучаясь в школе, колонисты овладевали основами науки и приобретали навыки умственной деятельности.

Ведя своими силами, сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, они приобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывались трудолюбивыми и трудоспособными людьми.

В четко организованной системе самоуправления и большой общественной работе колонисты приобретали опыт общественных взаимоотношений.

Строгая ответственность, четкость и определенность своего распорядка жизни в колонии воспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.

"Военизация" и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими и духом и телом, организованными, собранными.

Целая система "детских радостей" (игры, атрибутика, праздники и т.д.) украшала жизнь колонистов, делала ее веселой, бодрой, радостной.

Контроль общественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, к обществу, воспитывал волю, выдержку, чувство коллективного долга и чести.

Все это, вместе взятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создало в колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни коллектива и через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы и навыки поведения.

Макаренко показал на опыте колонии имени Горького, что сущность воспитания отдельной личности заключается вовсе не в "возне" с нею, а в руководстве жизнью коллектива, в организации правильных требований коллектива к личности.

Все это свидетельствует о том, что в колонии имени Горького Макаренко поставил и разрешил целый ряд коренных вопросов педагогики. Показатели его работы в колонии имени горького показательны. Толпу из сотни анархических, распущенных подростков он превратил в прекрасный советский коллектив.

Новый этап жизни и деятельности Макаренко начался в ноябре 1927 г., когда украинские чекисты открыли в пригороде Харькова в специально построенном доме-дворце детскую коммуну, которая должна была увековечить память большого друга детей Ф.Э. Дзержинского. Было выделено 60 человек воспитанников и 5 воспитателей из горьковской колонии. Горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении. В ней было много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. "В результате, - писал Макаренко Горькому, - мне приходится с горьковцами начинать чуть ли не новую жизнь. Правда, в колонии осталось ядро стариков, около 100 человек и кадры воспитателей. Но отсутствие средств, ветхость монастырских построек, их неприспособленность, и, наконец, страшно суровая зима - все это страшно усложняло ребячью жизнь, сделало ее настоящим подвигом". В этом письме Макаренко впервые пишет и о своей борьбе с противниками. Неожиданно открываются перец Алексеем Максимовичем нападки, почти гонения на "горьковскую" систему, а так же глубокие переживания Антона Семеновича. Горький отвечает вдохновенно: " .не верю я, что Ваше прекрасное дело может погибнуть, не верю!".

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного оздоровительного досуга
Когда за окном слякоть, мало солнца, самое время помечтать о летнем отпуске. Как же с пользой для всей семьи провести отпускные дни? Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но не имеет достаточного опыта в организации совместных с детьми туристических походов, можно обратиться к с ...

Подходы к классификации педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...

Конспект сюжетно-ролевой игры на тему: «Торговый центр»
Цель. Развитие средств успешной социализации детей в коллективе. Задачи. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми. Игровой материал. ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru