Шестнадцать пламенных лет

Страница 2

Имея перед собой яркую программу новой человеческой личности, Макаренко выбирал из всего разнообразия жизни те явления, которые соответствовали целям воспитания, и включал своих воспитанников в них, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношение воспитанников в процессе из решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, возникали параллельные педагогические результаты: закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые.

Постепенно в колонии наладилась такая жизнь, что в ней не было ничего случайного и стихийного. Коллектив колонистов – горьковцев учился, работал, жил полнокровной жизнью. Это означало, что Макаренко уже удалось осуществить основной принцип единства воспитания и жизни: "воспитание" - это нудное, скучное натаскивание, зубрежка, нотации, распекания и все что связано с этим словом в старой буржуазной школе и педагогике, - превратилось в яркую, трудовую, радостную и счастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.

Опыт колонии имени Горького свидетельствует о том, что Макаренко не только установил основные положения теории воспитательного коллектива, но и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. В колонии эта воспитательная система в общих чертах выглядела так:

Обучаясь в школе, колонисты овладевали основами науки и приобретали навыки умственной деятельности.

Ведя своими силами, сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, они приобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывались трудолюбивыми и трудоспособными людьми.

В четко организованной системе самоуправления и большой общественной работе колонисты приобретали опыт общественных взаимоотношений.

Строгая ответственность, четкость и определенность своего распорядка жизни в колонии воспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.

"Военизация" и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими и духом и телом, организованными, собранными.

Целая система "детских радостей" (игры, атрибутика, праздники и т.д.) украшала жизнь колонистов, делала ее веселой, бодрой, радостной.

Контроль общественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, к обществу, воспитывал волю, выдержку, чувство коллективного долга и чести.

Все это, вместе взятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создало в колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни коллектива и через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы и навыки поведения.

Макаренко показал на опыте колонии имени Горького, что сущность воспитания отдельной личности заключается вовсе не в "возне" с нею, а в руководстве жизнью коллектива, в организации правильных требований коллектива к личности.

Все это свидетельствует о том, что в колонии имени Горького Макаренко поставил и разрешил целый ряд коренных вопросов педагогики. Показатели его работы в колонии имени горького показательны. Толпу из сотни анархических, распущенных подростков он превратил в прекрасный советский коллектив.

Новый этап жизни и деятельности Макаренко начался в ноябре 1927 г., когда украинские чекисты открыли в пригороде Харькова в специально построенном доме-дворце детскую коммуну, которая должна была увековечить память большого друга детей Ф.Э. Дзержинского. Было выделено 60 человек воспитанников и 5 воспитателей из горьковской колонии. Горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении. В ней было много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. "В результате, - писал Макаренко Горькому, - мне приходится с горьковцами начинать чуть ли не новую жизнь. Правда, в колонии осталось ядро стариков, около 100 человек и кадры воспитателей. Но отсутствие средств, ветхость монастырских построек, их неприспособленность, и, наконец, страшно суровая зима - все это страшно усложняло ребячью жизнь, сделало ее настоящим подвигом". В этом письме Макаренко впервые пишет и о своей борьбе с противниками. Неожиданно открываются перец Алексеем Максимовичем нападки, почти гонения на "горьковскую" систему, а так же глубокие переживания Антона Семеновича. Горький отвечает вдохновенно: " .не верю я, что Ваше прекрасное дело может погибнуть, не верю!".

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Исследование нарушений письма у младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № _ г. Зеленогорска Красноярского края. Для изучения были выбраны дети 2 класса школы, посещающих коррекционный класс для детей с ЗПР. Цель исследования: изучить состояние письма, выявить специфические ошибки письма у млад ...

Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума
Ведущей идеей педагогической теории и практики образования на современном этапе является личностно ориентированное образование (В.В. Сериков, К. Роджерс, И.А. Зимняя, Е.Н. Богданов, М.С. Красин, И.П. Краснощеченко, Е.Я. Дядиченко, Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, И.М. Агибова и др.). Для р ...

Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru