Шестнадцать пламенных лет

Страница 3

Коммуна им. Дзержинского уже не была учреждением для правонарушителей. В первое время в нее присылали обычных беспризорных детей, а в последние четыре года почти исключительно детей из семьи. Это и дало А.С. Макаренко, возможность утверждать, что коммуна мало отличалась по характеру детского общежития от обычной школы. Главной воспитательной силой, на которую он опирался в коммуне и благодаря которой достиг изумительных успехов в воспитании коммунаров, был детский коллектив. В колонии Макаренко, как он сам считал, во многом был диктатором, в коммуне же он с огромным мастерством направляет работу детского коллектива, так что сам коллектив становится "замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой".

Коллективную роль в воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".

Общеобразовательная полная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы коммуны, работала так же нормально, как и лучшие советские школы, выполняя полностью установленные программы и даже выходя за их рамки.

Качество обучения в школе коммуны может характеризоваться тем, что коммуна не знала случаев, чтобы окончившие ее коммунары не смогли выдержать вступительных экзаменов в ВУЗы.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, а главным органом управления был совет командиров, составляемый из командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь совета командиров, или сокращенно ССК.

Коммуна была разбита на отряды по десять – пятнадцать воспитанников разного возраста. Во главе отряда стоял командир, избираемый отрядом и утверждаемый общим собранием. Командир отряда после утверждения его общим собранием имел все права начальника: ему обязаны были беспрекословно подчиняться все члены отряда. В свою очередь, он целиком нес ответственность за состояние всего отряда и каждого его члена перед советом командиров, общим собранием и заведующим коммуной.

Постановление партии и правительства о полной ликвидации беспризорничества застало коммуну в состоянии 500 коммунаров. В течение нескольких месяцев к ним пришли новые 500, пришли с улицы, из зала суда, из деморализованных семей, только очень опытный глаз способен был отличить, где старые испытанные дзержинцы, а где новые, только что налаженные воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей, и, принимая новых пятисот, ни один коммунар не предложил в панике: давайте все-таки пригласим воспитателей.

Коммуну им. Дзержинского посетили тысячи людей. Часто приезжали и иностранные делегации из разных стран мира.

Но все же находились люди, которые с недоверием, встречали успехи Макаренко в воспитании молодежи, считали его достижения преувеличенными и порочили его имя на страницах печати.

С законной гордостью писал Макаренко о своих воспитанниках: "Мы смело глядим в будущее. Образованный, знающий, умеющий мастер - коммунар, сознательный "хозяин" Советской страны, комсомолец и большевик, организатор и командир, умеющий подчиняться и приказывать, умеющий бороться и строить, умеющий любить жизнь, - вот наше будущее, наш вклад в грядущие кадры, какой дает коммуна им. Дзержинского".

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда нах ...

Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения ...

Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы
Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникн ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru