Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Педагогика и воспитание » Гуманизация и гуманитаризация образования » Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Страница 3

В поисках выхода из создавшейся ситуации представляются перспективными попытки «включить» образование в контекст культуры, так как становление и развитие человека именно «через культуру» — важнейшая цель образования.

Образование и культура в современном мире, как ни странно, все дальше отходят друг от друга, что само по себе свидетельствует о серьезном кризисе в обществе. Причины этих кризисных явлений частично связаны с возникновением общества массовой культуры, создаваемой и транслируемой средствами массовой коммуникации. Массовая культура лишена четко выраженной национальной окраски. В равной мере и образование утрачивает функцию, формирующую национальное самосознание. В преодолении кризисных явлений значительная роль, несомненно, принадлежит возрождению, реанимации культурной функции образования, то есть гуманитарному образованию, основная ценность которого — идеи гуманизма.

Гуманитарное образование по своему определению непосредственно обращено к человеку, к его интеллектуальной и эмоциональной сфере, к осознанию им своего жизненного предназначения и своего места в обществе. Не новым будет и утверждение, что основной носитель нравственных ценностей — гуманитарное образование. О том, что хранителем моральных истин служит гуманитарное образование, писал еще в середине ХIХ века А.Ламартин. Его мысль «Если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, погибнут и человек, и все человечество» и сегодня звучит более чем актуально. Уже нельзя игнорировать тот факт, что низкий культурный уровень широких масс населения угрожает социально-политической стабильности общества.

Реальность же такова, что сегодня гуманитарное знание находится на низком уровне. Оно раздроблено и во многом лишено своей основной функции — научно осмыслять социальный опыт человечества, страны, общества, личности. Цикл гуманитарных дисциплин должен быть связан единым культурным полем, традициями мировой и отечественной культуры. Вне связи с собственно человеческими проблемами, с поиском личностных смыслов и активизацией развития духовной культуры личности понятие «образованный человек», к сожалению, означает не «культурный», а всего лишь «информированный». Функционально-профессиональные знания «разошлись» с гуманистическими ценностями, утрачены критерии нравственности, духовности. Все это проявляется в симптомах снижения этической планки в сознании и поведении людей, в развитии псевдокультурных и антикультурных тенденций.

Чтобы восстановить целостность гуманитарной культуры, необходимо реализовать принципы целостности (холизма) и междисциплинарности в представлении о гуманитарном знании и гуманитарных науках. Фундаментальные дисциплины, составляющие основу гуманитарного образования любого специалиста, это, как мне представляется, — всемирная и российская история, история мировых культур и религий, психология — «научное человековедение» (Ж.Пиаже), лингвистика (знание языков) и, конечно, знание основ информатики и компьютерной техники. Кроме знаний в этих областях, необходим пласт общекультурных знаний, и не только для гуманитариев. Именно эти знания воспитывают профессиональный вкус, открывают более широкие горизонты для постановки и решения чисто профессиональных задач. Важно подчеркнуть, что только лишь на основе гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированости истории. Только гуманитарно-образованный человек может не догматически понимать естественнонаучные знания.

Кроме того, нельзя не учитывать, что гуманитарные и социальные дисциплины учат искусству понимания другой индивидуальности, другой культуры, истории, развивают способность их интерпретации. Человек, лишенный хотя бы основ гуманитарного образования, будет ущербным как личность и не сможет соответствовать той новой культурной ситуации, которая отказывается от односторонне технологической линии развития. Культурная ситуация диктует сегодня рост социальной значимости гуманитарного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Исследование и планирование физкультурного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...

Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...

Леворукий ребенок в классе
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru