Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Страница 3

Диагноз состоит их 5 шагов и может быть осуществлен по следующей программе:

а) описание действий, состояний, отношений ОВ в педагогических и психологических понятиях.

Описание поступка: – действия личности, направленность, средства, результаты, – состояния личности (настроение, эмоциональное возбуждение, активность), – отношения личности (положительные и отрицательные), проявившиеся в поступке (к обществу, коллективу, воспитателям, труду, к себе…), – качества личности, проявившиеся в ситуации.

б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории.

Внешние причины (стимулы) поступка, внутренние личностные причины поступка, был ли поступок нечаянным или преднамеренным, сознательным или импульсивным, случайным или типичным. Предполагаемые мотивы поступка, влияние направленности личности, ее нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств на совершение поступка.

в) прогноз, предвидение развития событий в данной ситуации и в будущем.

Возможные варианты развития событий в данной ситуации, прогноз поведения воспитанников в будущем.

г) аргументированную пед. оценку имеющих место и прогнозируемых фактов.

Педагогическая оценка поступка: как и в какой мере поступок (действия, состояние, отношение) объекта воспитания влияет на формирование положительных качеств его личности, воздействует на других воспитанников. Оценка качеств личности, уровень их развития и педагогическую значимость. Какие внешние факторы и в какой мере причинно обусловили поступок.

д) Диагностические решения, заключение о пед. целесообразности действий воспитателя, о необходимых дальнейших действиях.

Какие действия, состояния, отношения личности, требуют пед. вмешательства, какие необходимы воздействия с целью стимулирования нужных и предупреждения нежелательных поступков. Внешние факторы, которые необходимо устранить в данной ситуации или наоборот, создать для достижения целей воспитания. Какие качества личности воспитанников необходимо развивать, изменять, какие требуют уточняющей диагностики. Какие постоянно действующие внешние факторы педагогически целесообразно сохранить и усилить, а которые устранить или ослабить.

От результата диагноза зависит определение цели и условий дальнейшего воспитания, выбор способа действия.

3. Выдвижение и обоснование целей воспитания.

а) установить, является ли ситуация этапом решения пед. задачи, и если да, то сформулировать и обосновать – цели стратегические, которые были исходными при постановке тактической задачи, – тактические цели, имеющие место в данной ситуации; б) сформулировать и обосновать оперативные задачи, возникшие в данной ситуации (изменение состояния, отношения, действий воспитанников непосредственно в ситуации); в) сформулировать стратегические и тактические задачи, которые следуют из анализа ситуации, их конкретное содержание (формирование отношений, убеждений, чувств, привычек и каких именно, определение и выбор педагогический действий).

4. Определение исходных условий решения пед. задачи.

а) Необходимо получить сведения об ОВ и его окружении, которые обуславливают или ограничивают достижение целей, и о способе пед. действия; б) определение проблемы решения задачи (проблема в данном случае есть результат осознания того, что имеющихся сведений об ОВ, цели воспитания и условиях ее достижения недостаточно для решения пед. задачи, следовательно, необходимо восполнить дефицит информации путем специального поиска – решение познавательной задачи). Проблема формулируется в виде вопросов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Сложные разрезы
Назначение сложных разрезов. Некоторые детали имеют отверстия, пустоты, выемки, расположенные в разных плоскостях. Их нельзя выявить простым разрезом, с помощью одной секущей плоскости. Например, на рис. 19 изображена плита кондуктора, отверстия, и прорезь в которой расположены так, что их невозмож ...

Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума
Ведущей идеей педагогической теории и практики образования на современном этапе является личностно ориентированное образование (В.В. Сериков, К. Роджерс, И.А. Зимняя, Е.Н. Богданов, М.С. Красин, И.П. Краснощеченко, Е.Я. Дядиченко, Н.А. Алексеев, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, И.М. Агибова и др.). Для р ...

Методика проведения зачетного урока
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет. Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки . С помощью заче ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru