Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Страница 1

Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работе педагога-профессионала явно недостаточен. Необходима серьезная педагогическая подготовка. Важно знать, что все педагогические события происходят не в отрыве от жизни, а в педагогической системе. Решение профессиональных педагогических задач требует от педагога исходных знаний о педагогической системе.

В широком смысле слова «система» – что-либо целое, обусловленное свойствами, связями и отношениями ее частей. Пед. система – всякое объединение людей, специально организуемое для осуществления целей воспитания, плюс различные средства, обеспечивающие процесс воспитания и обучения. Существует иерархия педагогических систем. С т.з. Спирина Л.Ф., следует выделять большие, средние и малые пед. системы.

Большие – это система образования РФ, система дошкольного образования, система среднего школьного образования, система высшего образования и т.д. Большие пед. системы объединяют в себе средние: это школы, учреждения дополнительного образования, которые в свою очередь включают в себя малые системы – класс, кружок, секция, хор… В малой пед. системе воспитанники и воспитатели взаимодействуют систематически и непосредственно, в средней чаще опосредованно, или ситуативно, взаимодействие в больших системах опосредуется документами, регламентирующими образовательный процесс.

Официальная организационная структура педсистемы создается взрослыми – это ее особенность. Малая педсистема взаимодействует с многообразной социальной микросредой. Микросреда содержит среднюю педсистему, включающую данную малую, а также группы детей и взрослых, с которыми воспитанники входят в контакт вне школы – семья, кружки, секции, компании сверстников. Функция педсистемы состоит в осуществлении целей воспитания, в решении пед. задач. Пед. задача – есть результат осознания воспитанниками цели воспитания и реальных условий ее достижения. Осознание задачи происходит в результата анализа конкретной ситуации. В результате деятельности педагога осознанная и поставленная им же задача переходит в систему конкретных учебно-воспитательных задач. Эти задачи решаются совместно воспитателями и воспитанниками. Т.о., решение пед. задачи в целом – коллективная деятельность, осуществляемая в педагогической системе.

Педагогическая система имеет следующие подсистемы:

А) подсистема объектов воспитания. О.В. – это личности и коллективы, на которые направлено воспитательное воздействие с целью их развития и формирования.

Б) подсистема субъектов воспитания. С.В. – это личности и коллективы, сознательно и целенаправленно осуществляющие воспитательное воздействие.

В) подсистема субъектов непреднамеренного воздействия С.Н.В. – лица и группы людей, которые осуществляют воспитательное воздействие, не осознавая своей воспитательной функции. СНВ – воспитанники по отношению друг к другу, воспитатели, если они осуществляют действия, не обусловленные педагогической целью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Семейное воспитание в наследии Каменского
Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родител ...

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему ...

Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии
Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru