Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач

Страница 1

Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работе педагога-профессионала явно недостаточен. Необходима серьезная педагогическая подготовка. Важно знать, что все педагогические события происходят не в отрыве от жизни, а в педагогической системе. Решение профессиональных педагогических задач требует от педагога исходных знаний о педагогической системе.

В широком смысле слова «система» – что-либо целое, обусловленное свойствами, связями и отношениями ее частей. Пед. система – всякое объединение людей, специально организуемое для осуществления целей воспитания, плюс различные средства, обеспечивающие процесс воспитания и обучения. Существует иерархия педагогических систем. С т.з. Спирина Л.Ф., следует выделять большие, средние и малые пед. системы.

Большие – это система образования РФ, система дошкольного образования, система среднего школьного образования, система высшего образования и т.д. Большие пед. системы объединяют в себе средние: это школы, учреждения дополнительного образования, которые в свою очередь включают в себя малые системы – класс, кружок, секция, хор… В малой пед. системе воспитанники и воспитатели взаимодействуют систематически и непосредственно, в средней чаще опосредованно, или ситуативно, взаимодействие в больших системах опосредуется документами, регламентирующими образовательный процесс.

Официальная организационная структура педсистемы создается взрослыми – это ее особенность. Малая педсистема взаимодействует с многообразной социальной микросредой. Микросреда содержит среднюю педсистему, включающую данную малую, а также группы детей и взрослых, с которыми воспитанники входят в контакт вне школы – семья, кружки, секции, компании сверстников. Функция педсистемы состоит в осуществлении целей воспитания, в решении пед. задач. Пед. задача – есть результат осознания воспитанниками цели воспитания и реальных условий ее достижения. Осознание задачи происходит в результата анализа конкретной ситуации. В результате деятельности педагога осознанная и поставленная им же задача переходит в систему конкретных учебно-воспитательных задач. Эти задачи решаются совместно воспитателями и воспитанниками. Т.о., решение пед. задачи в целом – коллективная деятельность, осуществляемая в педагогической системе.

Педагогическая система имеет следующие подсистемы:

А) подсистема объектов воспитания. О.В. – это личности и коллективы, на которые направлено воспитательное воздействие с целью их развития и формирования.

Б) подсистема субъектов воспитания. С.В. – это личности и коллективы, сознательно и целенаправленно осуществляющие воспитательное воздействие.

В) подсистема субъектов непреднамеренного воздействия С.Н.В. – лица и группы людей, которые осуществляют воспитательное воздействие, не осознавая своей воспитательной функции. СНВ – воспитанники по отношению друг к другу, воспитатели, если они осуществляют действия, не обусловленные педагогической целью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Понятие "связная речь" в лингвистической литературе
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психологической и специальной литературе. Применительно ...

Музыкальное обучение
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие ...

Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru