Деятельность – это активная форма проявления отношения. Для педагога это означает, что только через деятельность и в деятельности рождаются, культивируются и совершенствуются запланированные отношения. Деятельность должна быть организована так, чтобы ее субъектом выступал школьник, а не учитель. Если учитель планирует, организовывает, проводит, а дети лишь исполняют им предписанные роли, то в таком случае можно говорить об организации действий детей, но не их деятельности. Нет деятельности там, где нет целостной цепи «цель-мотив-средство-действие-результат» активным лицом в которой должен быть сам ребенок. Деятельность личности это всегда САМО-деятельность, степень которой зависит от возраста и от уровня воспитанности школьника.
Учитель должен быть организатором всех видов деятельности детей. В деятельность должен быть включен каждый ребенок, т. к. только пройдя в процессе деятельности реальную действенную форму выражения отношения к жизни, ребенок утверждается в этом отношении. (Становится добрым, только проявляя доброту). Умение организовать деятельность школьников – основное умение педагога. Итак, воспитание – это организация деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к миру. Чем шире деятельность, тем богаче воспитательные влияния. Необходимо организовывать разнообразную деятельность, что поможет выявить индивидуальные способности учащихся, раскрыть своеобразие их личности
Деятельность, как активно выраженное отношение, открывает дорогу к личностному подходу. Что означает он для педагога?
Во-первых, то, что личность школьника, выступая субъектом организованной взрослым деятельности, принимает утверждаемые отношения, осмысливает их социальное и личностное значение, смысл. Отношение к ребенку строится вне зависимости от возраста и жизненного опыта как к самоценной личности, а не как к объекту воздействия педагога.
Во-вторых, то, что школьник выступает как лицо активное и инициативное в организации собственной деятельности, а не пассивно исполняющее чужую волю. Педагогическое мастерство в том и состоит, что дети не замечают воспитательного замысла педагога и его воспитательных целей, принимая их как свои собственные. Говорить о развитии личности можно лишь тогда, когда она активно проявляет себя, свою волю, и максимально выражает свои отношения. Важно направить эту «свободную волю» на достижение личностно и социально значимых целей. Реализация личностного подхода требует организации самоуправления в школе, т.е. выхода на коллектив.
Личностный подход не означает индивидуалистического воспитания. Личность человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью на других, и смотреть на ребенка следует через призму его своеобразия, учитывая и уважая непохожесть, ни в коем случае не гася особенности, не ликвидируя отличительности одного ребенка от другого.
С этой точки зрения интересен каждый ребенок вне зависимости от его оценок, поведения на уроке и отношения к учителю. Допускаются неодинаковые взгляды, поступки и внешний облик. В свою очередь, только такое отношение к человеку и поможет ему раскрыться полно, выразить богатство своего мира. Личностный подход требует пристального внимания, вглядывания, всматривания в тонкие повседневные проявления отношений детей, овладения методикой изучения их личности и воздействия на ее развитие.
Четвертое основополагающее положение – комплексный подход к организации воспитания. Мы уже говорили, что человек – целостная личность и в каждом акте жизнедеятельности выражает свою социальную сущность. Не отдельные отношения проявляются в отдельном акте, не одно качество личности находит свое оформление в одном поступке, а вся система отношений человека при некотором доминировании какого-то одного. Воспитание не может не учитывать этого. И в каждом воспитательном деле следует планировать выход на целостную личность с ее нравственными, политическими, эстетическими, правовыми и др. отношениями. Комплексный подход предполагает изучение личности, направлен на то, чтобы способствовать формированию целостной личности с учетом уровня ее физического, психического, социального развития, а не отдельные стороны ее проявления. И момент прихода в школу, и урок, и воспитательное дело, и предметно-пространственное окружение учащихся в школе – все это разом оказывает воспитательное воздействие на все социальные отношения личности.
Похожие статьи:
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при
патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...
Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической
деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль игра ...
Значение воспитательной системы
Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей). Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с ма ...