Базовые теории развития и воспитания личности

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Базовые теории развития и воспитания личности

Страница 1

В существующей на сегодняшний день педагогической литературе разных авторов нет единого понимания воспитания, указываются различные подходы к осуществлению воспитательного процесса. Поляков С.Д. предлагает для выведения типов воспитательных взаимодействий опираться на психологические концепции личности: бихевиористскую, деятельностную, психоаналитическую, когнитивистскую, гуманистическую, гештальтпсихологическую, диалогово-деятельностную.

Далее их разберем самостоятельно, пользуясь указанной книгой Полякова С.Д., пед. словарями и энциклопедиями.

Концепции, предложенные к рассмотрению в книге С.Д. Полякова.

Единства понимания воспитания для всех времен, культур и педагогов нет. Как же описать существующие варианты воспитательного взаимодействия? Можно пойти от эмпирии, от опыта, вычленяя тот или иной тип. Но, помня, что наш взгляд на педагогику психологический, мы пойдем другим путем. Опираясь на известные психологические концепции личности, выведем соответствующие типы воспитательных взаимодействий, а затем соотнесем их с реальностью.

Начнем с бихевиористского взгляда на личность. В соответствии с ним личность – это ее поведение. Соответственно, формирование личности – формирование ее поведения как системы реакций. Путь – подбор стимулов-воздействий, вызывающих определенное поведение. Стимулы, подкрепляющие те или иные реакции, поступки, действия, – положительные и отрицательные санкции, поощрения и наказания. Итак, воспитание, с бихевиористской точки зрения, – это подбор положительных и отрицательных санкций, закрепляющих те или иные особенности поведения школьников. При этом направленность собственной активности школьника для воспитания значения не имеет.

Бихевиористский вариант воспитания (опора на поощрения – наказания без учета собственных устремлений школьника) – весьма обычная практика.

Самое потрясающее – парадоксальный факт всеобщей распространенности в нашей стране бихевиористского воспитания при официально провозглашенной до недавнего времени совсем другой, марксистской основы педагогической работы.

Но в чем же состоит марксистская концепция воспитательного взаимодействия? Традиционно с марксистской научно-философской ориентацией связывают деятельностный подход в психологии. Напомним, с точки зрения деятельностного подхода, формирование личности – это развитие индивидуальной системы деятельности, в глубинах которой прячется развитие мотивационной сферы.

Воспитание с этих позиций – включение школьников в деятельность на основе наличных потребностей и мотивов и перестройка мотивов в процессе свершения деятельности.

Графический образ воспитательного взаимодействия будет таков.

Воспитатель, опираясь на собственную активность школьника (знаменитая педагогическая формула учета интересов школьников), строит деятельность в соответствии с социальными педагогическими ориентациями (для нашей страны в недавнем прошлом эти ориентации задавались государственно-идеологически).

Психоаналитический подход к воспитанию (и в классическом фрейдистском, и в неофрейдистском варианте) – это гармонизация взаимодействия сознания и бессознательного. Основные средства – обращение в общении с воспитанником к его прошлому, детскому опыту, организация осознания школьником своих вытесненных из сознания проблем и отреагирование на них в культурных формах (игрой, рисованием, исповедью…). Очень условная схема в этом случае такова:

Еще один взгляд на воспитание – когнитивистский. С позиций когнитивистской психологии, личность – это динамическая, изменяющаяся сложная структура сознания.

Воспитание по-когнитивистски – работа с сознанием воспитанника как миром его знаний. Средство – убеждающее воздействие, переструктурирующее, перестраивающее сознание школьника.

Гуманистическая психология видит личность как развертывающийся в направлении самоактуализации, самореализации творческий личностный потенциал. Причем среда является не более чем условием для саморазвития.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Общие методы обучения математике
Сравнение – выявление сходства и различия сравниваемых предметов. Например, 1) треугольник и четырехугольник общим имеют соответствие числа сторон числу углов; отличие в их количестве; 2) алгебраические и обыкновенные дроби: общее – не имеют смысла при нулевом знаменателе; наличие числителя и знаме ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мот ...

Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
Все послетекстовые упражнения, используемые для обучения аудированию в УМК 7,8, 9 класса, можно разделить на три группы, согласно классификации послетекстовых упражнений, предложенной в пункте 4.1. На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каж ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru