Базовые теории развития и воспитания личности

Педагогика и воспитание » Принципы воспитания » Базовые теории развития и воспитания личности

Страница 2

Воспитание, с этой точки зрения, – работа со средой личности, обогащение, усложнение среды. А воспитатель – сам элемент среды, к которому воспитанник обращается по мере собственной необходимости. Это очень близко к тому, что в педагогике традиционно называют свободным воспитанием.

Еще один подход – гештальтпсихологая личности. Она акцентирует внимание на развитии Я как целостности, включающей в единстве физическое и социальное существование человека. Путь воспитания, с точки зрения гештальтподхода, – организация объективизации через общение и игровые ситуации, внутренних диалогов личности, а также переживаний школьником своего Я.

Изменим логику нашего изложения. Опишем сначала одно из интереснейших направлений в современном воспитании, а потом поищем психологические основания.

Это направление можно назвать диалогово-деятельностным. В нашей стране оно связано с такими теоретиками и практиками воспитания, как В.П. Бедерханова, О.С. Газман, М.А. Щетинин, С.М. Юсфин.

С точки зрения диалогового воспитания, первое, что строит педагог, – это ситуация безопасного (!) диалога, в которой воспитанники и воспитатели могут предъявить друг другу свои цели, интересы, ценности. Затем по определенным правилам они договариваются о совместных действиях или правилах общения, в которых бы отразились на равных интересы обеих сторон. И, наконец, начинают совместно действовать.

Наверное, в этой воспитательной концепции можно найти отголоски многих психологических идей и направлений: и деятельностного подхода, и гештальтпсихологии, и гуманистической. Но ближе всего к воспитанию-диалогу психологическая позиция Карла Роджерса. По К. Роджерсу, каждый человек не ниже и не выше другого человека. Воспитатель своим доверительным общением может только помочь воспитаннику осознать свои интересы, проблемы и пути изменения, но не брать за него ответственность за «перевоспитание».

Названные идеи К. Роджерса не полностью отражают концепцию диалогового воспитания. В них нет оснований для перехода от диалога к практике дальнейшего общения и совместной деятельности. Здесь, по-видимому, промежуточная зона между гуманистической психологией по К. Роджерсу и деятельностным подходом. А может быть, и место для новых психологических идей.

Данные концепции являются основой ведущих педагогических подходов к воспитанию, где они представлены в отдельности или в каких-либо комбинациях.

Среди подходов к воспитанию следует назвать отношенческий, деятельностный, личностный и комплексный.

Еще С.Л. Рубинштейн указывал на то, что два психических процесса представляют основу формирования личности – отражение и отношение. Отражение лежит в основе обучения, а отношение в основе воспитания. При отражении действительности в сознании школьника рождается отношение к ней. Роль педагога заключается в том, чтобы содействовать формированию социально ценных отношений, соответствующих нормам и требованиям общества.

По мнению Н.Е. Щурковой, современный взгляд на процесс воспитания – это отношенческий взгляд, основанный на понимании сущности личности, как совокупности общественных отношений. Ребенок становится личностью по мере формирования его социальных отношений к людям, обществу, труду, прекрасному, природе, науке и т.д. Сам же процесс формирования этих отношений совершается не только как их присвоение, но и как некоторого рода творчество самого ребенка в каждой отдельной ситуации. Заимствуя из среды, в которой он живет, общественные отношения, человек их продолжает и развивает, таким образом, каждое новое поколение в систему сложившихся социальных отношений вносит свой вклад, обогащая и совершенствуя их. Отношенческий подход не дань педагогической моде, а результат нового, более углубленного понимания сути воспитания.

В каждом воспитательном воздействии должна выражаться стратегия педагога, как прицел на будущее отношение, как воспитательный результат. Результат воспитания оценивается с позиции отношения детей к основным ценностям общества: людям, Родине, идеалам, труду, учебе, природе и т.д. Это значит, что и планирование работы с детьми, совершается ради формирования отношений, а сама воспитательная работа оценивается мерой их становления и развития. Для воспитателя ребенок – это система отношений к миру, которая должна развиваться с ростом и взрослением ребенка. Изучение учащихся – это изучение степени развитости их социальных отношений. Педагог не сможет понять, отчего ребенок плохо учится, грубит, прогуливает, если не исследует его отношения и не обнаружит своеобразия его реальных связей с окружающей действительностью. Какие же отношения должны быть сформированы у школьников? Прежде всего – нравственные: отношение к человеку является стержневым, т. к. сам человек является наивысшей ценностью общества. Затем трудовые, эстетические, научно-познавательные, половые и т.д. и как венец их, мировоззренческие, когда объектом выступает весь мир как единый целостный объект. Главное, что предстоит сделать педагогам, чтобы подняться на отношенческий уровень, – научиться видеть отношения там, где на поверхности лишь предметно-вещные связи, практически-житейские проявления. Отношения личности формируются, только проявляя себя, значит, следует организовать его проявление в тех или иных формах, в той или иной деятельности. Поэтому с отношенческим подходом тесно связан деятельностный подход.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Познавательная роль физики
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в т ...

Виды музыкальной деятельности
Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протек ...

Все ли учащиеся поняли задание
Если школьники должны выполнить домашнее задание самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания. Если у ученика возникает вопрос: «Да что же нам надо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru