Становление инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования

Педагогика и воспитание » Процесс обучения учащихся информатике в общеобразовательной школе в условиях инновационной образовательной среды » Становление инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования

Страница 1

Новые социально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными.

В то же время нельзя не заметить того факта, что современный мир практически стал информационно единым благодаря повсеместному применению средств информационно-коммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности десятков миллионов людей. Еще более широкие масштабы применения компьютеров и коммуникационных сетей в повседневной жизни.

Словосочетание «Информатизация образования», на взгляд человека непосвященного, выглядит парадоксально, поскольку обмен информацией между учителем и учениками лежит в основе обучения, в значительной мере определяя его сущность. Тем не менее, этот термин получил широкое распространение для описания процессов развития современных образовательных систем в тех случаях, когда речь идет о различных аспектах использования компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих информационных технологий в обучении и управлении образовательными учреждениями.

Цель информатизации образования нельзя рассматривать в отрыве от целей самого образования, которые изменяются по мере развития и усложнения научных знаний, накопления информации об окружающем нас мире.

Применение вычислительной техники в образовании началось практически с появлением реального доступа преподавателей и учащихся к работе с этой техникой. Длительное время процессы информатизации образования развивались стихийно, что неизбежно приводило к ряду негативных последствий, среди которых:

неопределенность целей и задач, бессистемность развития;

дублирование и отсутствие координации работ;

отсутствие реальных стимулов опережающего развития электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе;

неразвитость технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов;

низкий уровень технологичности электронных образовательных ресурсов, приводящий к сложностям развития и взаимодействия, а также к недостаточной длительности жизненного цикла этих ресурсов, практически жестко связанной со сменой аппаратно-программных средств вычислительной техники.

Социально оправданные и экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции, в которой обосновываются и фиксируются:

первоочередные и перспективные цели и задачи применения информационных технологий в образовании;

очередность, сроки и результаты решения поставленных задач;

потребные ресурсы и источники их формирования.

Общие контуры такой концепции применительно к российской системе образования были определены в конце 90-х годов XX столетия. Основные положения этой концепции были реализованы, а часть из них потеряла актуальность, что неудивительно в такой динамически развивающейся области человеческой деятельности, какой является область информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации.

Изменение социальной практики и соответствующее изменение целей образования с неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией.

Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долей упрощения можно сказать, что образование является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня
Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для ...

Структура высшего образования
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: Образовательные уровни: – Неполное высшее образование Неполное высшее образование – уровень высшего образования человека, который характеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личн ...

Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы
1. Педагогам и психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять: знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик; изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности; создание ориентационного поля профессион ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru