Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет

Педагогика и воспитание » Воспитание культуры поведения в общественных местах у детей 5-6 лет на основе проблемных ситуаций » Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет

Страница 1

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

По мнению Петериной С. В., воспитание культуры поведения дошкольника рассматривается как «составная часть нравственного воспитания» и предполагает выполнение следующих требований:

- Привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

- Воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;

- Формирование начальных элементов трудового воспитания.

А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка».

Осознание критериев морали, как отмечал И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека».

С. Г. Якобсон выделял основные задачи по воспитанию морали детей 5-7 лет, такие как:

1. Внесение в образ – Я ребенка представлений о себе как о носителе определенных моральных качеств (честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение в себе этих качеств.

2. Формирование критической моральной самооценки – способности отрицательно отнестись к себе при нарушении норм морали.

3. Продолжение работы по формированию личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали другими.

4. Продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы, уважения их прав и интересов.

5. Формирование опыта ответственного общения с младшими детьми.

В своих работах Л. Колберг рассматривал развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня:

Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

Второй уровень — конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте
Детям с ОНР, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грядет серьезные нарушения чтения и письма. Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, небуквенным, угадывающим и, естественно, не м ...

Выбор объекта экскурсии
Каждая из производственных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся. Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного ...

Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осущест­влению данной цели ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru