Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 4

Развитие мышления также несёт отпечаток первичного нарушения: превалирование наглядных форм мышления над понятийным, при этом более позднее приобретение умения решать наглядно-действенные задачи; использование более элементарных способов действия (копирование образца действия взрослого), плохое владение обобщенным способом действия, замедленное развитие словесно-логического мышления, всех мыслительных операций. Пересечение линий развития мышления и речи совершается позже, чем у слышащих.

Эмоциональное развитие характеризуется аффективным характером чувств, недефферинцированностью эмоциональных реакций (в основном доступны радость, гнев, страх). При этом наблюдается утрированность внешнего выражения чувств: экспрессивная жестикуляция, мимические и пантомимические движения, излишне выраженные плач и смех. Доступность выразительной стороны устной речи ограничена степенью первичного нарушения.

Для детей с нарушениями слуха существуют специальные программы обучения, реализующиеся преимущественно в коррекционных образовательных учреждениях I и II видов.

« .Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие».

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребёнка, так как через зрительный анализатор мы получаем наибольшее количество информации о внешнем мире. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения в нервно-психическом развитии. При врождённой слепоте затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства, новых предметов накладывают отпечаток на развитие предметной деятельности. Позднее, чем в норме развития, появляются целенаправленные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметами (после двух лет). Грубое недоразвитие пространственной ориентации влечёт за собой нарушения общей моторики.

Эмоциональное развитие ограничено невозможностью воспринять невербальные средства общения: мимика, взгляд, жест.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создаёт своеобразие игровой деятельности. Разрыв между речью и действием преодолевается посредством специального обучения.

Слепой ребёнок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность ребёнка опирается на сохранные анализаторы. У слепого ребёнка в условиях специального обучения формируются приёмы и способы использования слухового, двигательного, кожного анализаторов, которые представляют сенсорную основу для развития высших психических процессов.

Итак, подытоживая вышесказанное относительно разных категорий дефектов, можно отметить следующее. У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

ряд достаточно ярко выраженных специфических для каждой группы особенностей, влекущих за собой нарушения системы психической деятельности, которая не свойственна принятой норме развития и которая препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;

трудности речевого развития;

трудности в приёме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей действительности.

Соответственно, при подготовке учителей для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать все эти особенности, уделяя внимание не только методике работы с разными категориями атипичного развития, но и заботясь о формировании у будущих педагогов готовности принять ученика таким, каков он есть, умении опираться на сохранные психические процессы при построении образовательного маршрута для конкретного ребёнка.

Для реализации одного из приоритетных направлений Современной модели образования 2020: «расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях» требуется подготовка нового педагогического ресурса. Отделение «Преподавание в начальных классах» КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. Горького» начало подготовку специалистов, способных работать с классами, в которые включаются дети с особыми образовательными потребностями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мот ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru