Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивный подход предлагает «рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребёнка или подростка в социум. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С.Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Дискуссии по поводу инклюзии в России не стихают на протяжении последнего десятилетия, напротив, в последнее время они приобрели особую остроту. На наш взгляд, одной из причин является как раз неопределённость: кого считать детьми с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории можно отнести и часто болеющих школьников и дошкольников, и подростков с посттравматическим синдромом, и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, и детей с умственной отсталостью, и тех, кто имеет аномалии психического развития. А если учесть ещё и тот факт, что дефекты бывают сочетанными, то круг детей, могущих быть отнесёнными к данной категории, становится очень широким.

В этом смысле охватить весь круг единой психолого – педагогической характеристикой является трудно разрешимой задачей. Остановимся на тех категориях аномальных детей, с которыми наиболее часто доводится взаимодействовать студентам нашего педагогического колледжа (КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького») благодаря работе в волонтёрском агентстве: дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата, дети с нарушениями слуха и зрения.

Ряд отечественных исследователей (В.В. Лебединский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, С.Д. Забрамная) считают умственную отсталость наиболее распространённым дефектом. С.Д. Забрамная в статье «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» говорит: «Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира». «Согласно мировой статистике, умственно отсталыми считаются 2,5-3% от всего населения планеты, к примеру, слепота встречается в 25 раз реже».

«В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы».

Умственная отсталость характеризуется качественными изменениями всей психики, всей личности в целом, что является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы на разных стадиях её развития. Эта атипия развитияхарактеризуется не только снижением интеллекта (разной степени тяжести), но и качественными изменениями эмоционально-волевой сферы.

«Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми».

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным обобщенность восприятия, его темп. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, это значительно затрудняет ориентировку в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. Мыслительные операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты: трудность установления аналогий, логических связей, анализа и синтеза. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков
Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, ...

Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают опред ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru