Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 3

Большое число детей с ДЦП отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных — олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Такие дети склонны к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью.

Нарушения поведения у этих детей могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии или, напротив, полного равнодушия, безразличия, безучастности.

У детей с церебральным параличом наблюдается личностная незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах.

При детском церебральном параличе часто встречаются нарушения речи. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности.

Большое значение в механизме речевых нарушений при церебральном параличе имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Для данной патологии характерно нарушение артикуляционной моторики, что задерживает и нарушает формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Речевые нарушения затрудняют общение детей с церебральным параличом, отрицательно сказываются на всем их развитии.

При обучении и воспитании детей с церебральным параличом необходимо учитывать клиническую картину заболевания и использовать комплексный подход: лечение у невропатолога, занятия лечебной физкультурой и логоритмикой, логопедическое воздействие, индивидуальный подход к педагогической работе, психотерапию.

Структура психического развития ребенка с нарушенным слухом, в соответствии с теорией Л.С. Выготского, может быть представлена следующим образом: первичный дефект – нарушение слуха, вторичное отклонение – нарушения в развитии речи, отклонения третьего порядка – своеобразие развития всех познавательных процессов, отклонения четвертого порядка – нарушения в развитии личности.

Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха: тугоухие (слабослышащие) и глухие (неслышащие). Эти группы значительно различаются между собой по сложности последствий первичного дефекта, и внутри групп также наблюдается значительное разнообразие уровней психического развития. Тем не менее, постараемся выделить некоторые характерные проблемные сферы развития.

Во-первых, это безусловно, речевое развитие: поздние сроки овладения речью, трудности овладения словарным составом и грамматическим строем, одновременное и параллельное овладение несколькими различными видами речи (словесной (устной и письменной), дактильной, жестовой). При глухоте без специально созданных условий обучения речь не развивается.

Во-вторых, воздействие первичного дефекта и вторичных отклонений изменяет структуру познавательной сферы. Центральное место занимают сложности становления высших психических функций, формирования произвольности, опосредованности, осознанности.

Для восприятия характерна асинхрония: недоразвитие одних систем восприятия (двигательная чувствительность, осязание) и более высокий уровень развития других (зрительное восприятие, вибрационная чувствительность).

Внимание характеризуется более поздним становлением произвольной и опосредованной форм, усилением неустойчивости внимания, как следствие постоянного переутомления зрительного анализатора. Характерны также трудности переключения внимания, более длительное «врабатывание» и, как следствие, снижение скорости выполняемой деятельности, увеличение числа ошибок.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Виды контроля успеваемости студентов
Контроль успеваемости студентов подразделяется на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования само ...

Практические рекомендации по организации педагогической поддержки самоопределения школьников обучающихся в сельской школе
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену рачительных, трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное ...

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В. Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А Методические рекомендации разработаны с ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru