Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания

Страница 1

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания или отношусь к нему недостаточно серьёзно, я разочаровываю тем самым ученика, поскольку игнорирую его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Обратимся к четырём проблемам, особенно волнующим учителей.

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так: «У этот педагога можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы у ученика никогда не возникало сомнение, обязательно ли он должен выполнять это задание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым удалось «проскочить», работает на безответственность.

Формы контроля домашнего задания могут быть различными:

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, математических диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью кодоскопа, компьютера правильным вариантом;

Ø в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнения заданного на дом;

Ø в образцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске, преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить;

Ø контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Есть общее правило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней работы, то контроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнения домашнего задания. Где же такую взаимосвязь дети ещё не ощущают (например, в 5 классе), где привычку к домашним занятиям только надлежит выработать, где о домашнем задании дети часто «забывают», необходим строгий и последовательный контроль каждого отдельного домашнего задания. Там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся. Исправленные учителем ошибки, тем не менее, периодически повторяются, если ученики не делают работу над ошибками.

Иногда отдельные учащиеся проверяют перед уроком выполнение домашнего задания и о результатах проверки сообщают в начале урока. Это производит и воспитательный эффект, если только не превращается в формальность. Учитель должен быть уверен, что контроль осуществлён серьёзно и сообщение ученика соответствует действительности. Критические оценки самих учащихся действуют на их одноклассников сильнее, чем учителя. Но это может привести к ябедничеству, обидам и отказу некоторых учеников «о доносе» на своих одноклассников. Все формы проверки д/з должны хорошо быть продуманы конкретно для каждого класса, а не осуществлять проверку из урока в урок одинаково для всех классов.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Скульптура, ее специфика, материалы и оборудование для лепки
Скульптура – это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале – глине, пластилине, так и в ...

Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...

Сочетание современного лабораторного практикума с информационными технологиями
В настоящее время большинство студентов первого курса умеют пользоваться компьютером, работать в сети Интернет, поэтому использование компьютера при проведении практикума не затрудняет, а существенно помогает процессу обучения. Внедрение компьютера в процесс обучения должно учитывать некоторые особ ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru