Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Страница 1

Детям с ОНР, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грядет серьезные нарушения чтения и письма.

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, небуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимание прочитанного текста.

Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:

Орфографические ошибки – нарушение правил правописания, которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием;

Графические ошибки – замены прописных букв по зрительному сходству (И – Ш, П –Т, Л - М, Б – Д, и пр.);

Специфические фонетические замены – ошибки, указывающие на незаконченность процесса таких акустико - артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих – шипящих, звонких глухих, мягких – твердых и пр.);

Искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;

Грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и согласованые различных частей речи и пр.).

Последние три группы ошибок дополнительно называет специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка дисграфию.

Очевидно, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становиться предупреждение нарушений письма и чтения.

Реализуется эта задача на занятиях по обучению грамоте, где можно выделить три направления коррекционной деятельности логопеда:

создание четких представлений о каждом звуке речи,

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,

обучение грамоте по особой системе. (на то, что обучение чтению и письму детей с речевыми недоразвитием не может протекать так же, как в массовой школе, указывать ряд исследователей: Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Г.А. Каше и другие).

В соответствие с указанными направлениями работы распределены и графы в перспективном плане занятий.

Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Новым чтением формируется только после овладения слиянием звуком речи в слоги и слова. Известный психолог Д.Б. Эльконин отмечал: “Когда это (синтез звуков Т.Т.) по каким-то причинам не происходит, ребенок задерживается дома на побуквенном чтении, испытывает муки слияния, не умеет переходить от букв и их названий к живой речи”.

В свою очередь, звуко-слоговой анализ и синтез невозможен без тонких акустико–артикуляционных дифференцировок и создание устойчивых фонематических представлений о каждом звуке родного языка.

Несомненно, эффективности этих процессов у дошкольников с речевым недоразвитием помогает различная символика (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы), к которой на определенном этапе обучения добавляются буквы. Если же изучение букв перенести на более ранние сроки, когда связи каждой буквы с конкретными звуками мешает диффузность фонетических образов, это только повредит усвоению грамоты.

Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены. Работа по каждому из них проводится в общепринятой последовательности, в соответствии с системой Г.А. Коше. Наибольшие отклонения от этой системы обусловлены спецификой работы с детьми, имеющими ОНР, а также тем, что обучение проводится в течение двух лет (методика Г.А. Коше рассчитана на один учебный год и адресована детям с ФРН).

На первом году обучения на занятиях по формированию фонетической стороны речи изучается легкопроизносимые звуки (М, Н, В, Ф, К, Х и др.), последним из которых является звуки группы свистящих Ц. Каждый звук сначала уточняется изолированно, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слова.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Игры, возникающие по инициативе ребенка
В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка – к ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, игрушками и др. предметами и самодеятельные сюжетные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющег ...

Этапы взаимодействия и модели сотрудничества
А.А.Петрикевич в своем исследовании рассматривает взаимодействие с семьей как процесс, имеющий свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в несколько этапов: первый ...

Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru