Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Страница 2

На занятии, темой которого является определяемый звук, детям предлагается значительное количество слов. Благодаря большому количеству лексических элементов, содержащих конкретный звук, не только создается устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняет словарь детей.

Звуковой анализ у пятилетних детей заканчивается на уровне односложных слов, а дифференциация касается сначала «далеких» в акустическом плане звуков (А – У, К – Т), затем более “близких” (К – Х, ЛЬ- Й, С – З).

Кроме того, на первом году обучения задача автоматизации правильного произношения, из-за его искажения на структурном уровне, выносится на групповые занятия.

На втором году обучения, то есть в подготовительной группе, изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Р и др.). Количество слов, содержащих изучаемый звук и используемых на занятиях, по прежнему значительно. Однако подбор названий предметов и действий осуществляется логопедом не только по принципу наличие звука, а с учетом позиции конкретного звукового элемента в слове либо количества в нем слогов.

Гораздо больше внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки и пр.).

Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переноситься на индивидуальные логопедические занятия.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако можно ввести с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении.

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами, а затем с разрядной азбукой.

Очень важно, что анализируются, а позже выкладываются и пишутся только слова, написание которых не расходиться с произношением (например: звонок, игрушка).

Слова, звуковой состав которых отличается от буквенного (юбка, пришёл и т.д.), используются только для выделения отдельных звуков, а не для полного анализа, синтеза, а тем более чтения и письма. Такие слова могут даваться детям только после полного усвоения программных навыков.

Слитному, плавному, по слоговому чтению помогает правильное называния букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать и от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции слов: мак, камыш, комар.

Если название букв произносить традиционно, то есть: ША, ЭР, ЭС и пр., тогда слово: Шура ребенку придется прочитать как: ша у эр а. Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Этапы овладения навыками звукового анализа и чтения на одном занятии не совпадает. Например: знакомство детей со схемой двусложных слов со стечением согласных предлагается совмещать с чтением и выкладыванием из разрезной азбуки слов, состоящих из двух открытых слогов и т.п. То есть опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению грамотой сохраняется на протяжении всего периода коррекционного обучения.

Опыт показывает, что навык чтения, которые у разных детей очень различны лучше отрабатывать на индивидуальных логопедических занятиях.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и т ...

Планирование методической работы
Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. ...

Понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии и математики
В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела &q ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru