Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучение грамоте

Страница 2

На занятии, темой которого является определяемый звук, детям предлагается значительное количество слов. Благодаря большому количеству лексических элементов, содержащих конкретный звук, не только создается устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняет словарь детей.

Звуковой анализ у пятилетних детей заканчивается на уровне односложных слов, а дифференциация касается сначала «далеких» в акустическом плане звуков (А – У, К – Т), затем более “близких” (К – Х, ЛЬ- Й, С – З).

Кроме того, на первом году обучения задача автоматизации правильного произношения, из-за его искажения на структурном уровне, выносится на групповые занятия.

На втором году обучения, то есть в подготовительной группе, изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Р и др.). Количество слов, содержащих изучаемый звук и используемых на занятиях, по прежнему значительно. Однако подбор названий предметов и действий осуществляется логопедом не только по принципу наличие звука, а с учетом позиции конкретного звукового элемента в слове либо количества в нем слогов.

Гораздо больше внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки и пр.).

Задача автоматизации и дифференциации звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений адресного материала целиком переноситься на индивидуальные логопедические занятия.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако можно ввести с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении.

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами, а затем с разрядной азбукой.

Очень важно, что анализируются, а позже выкладываются и пишутся только слова, написание которых не расходиться с произношением (например: звонок, игрушка).

Слова, звуковой состав которых отличается от буквенного (юбка, пришёл и т.д.), используются только для выделения отдельных звуков, а не для полного анализа, синтеза, а тем более чтения и письма. Такие слова могут даваться детям только после полного усвоения программных навыков.

Слитному, плавному, по слоговому чтению помогает правильное называния букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать и от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции слов: мак, камыш, комар.

Если название букв произносить традиционно, то есть: ША, ЭР, ЭС и пр., тогда слово: Шура ребенку придется прочитать как: ша у эр а. Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Этапы овладения навыками звукового анализа и чтения на одном занятии не совпадает. Например: знакомство детей со схемой двусложных слов со стечением согласных предлагается совмещать с чтением и выкладыванием из разрезной азбуки слов, состоящих из двух открытых слогов и т.п. То есть опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению грамотой сохраняется на протяжении всего периода коррекционного обучения.

Опыт показывает, что навык чтения, которые у разных детей очень различны лучше отрабатывать на индивидуальных логопедических занятиях.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Возможности обучения и применения социальной компетентности
Основной предпосылкой того, что тренировка социальной компетентности имеет смысл, является допущение, что она является приобретаемой и ей можно научить. Хотя социальная компетентность в числе прочего опирается на врожденные способности индивидуума к взаимодействию, она должна быть, как уже отмечало ...

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru