Для выявления особенностей оценочной деятельности учащихся нами проведено экспериментальное исследование оценочной деятельности учащихся интегрированных классов.
Проведение экспериментального исследования поставило перед нами ряд практических задач:
1) определить метод исследования оценочной деятельности учащихся интегрированных классов;
2) определить интегрированные классы, в которых проведено экспериментальное исследование;
3) провести количественный и качественный анализ экспериментальных данных, сопоставить с данными психолого-педагогической литературы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Рогачёва в интегрированных первых, пятых и шестых классах.
Основной метод исследования – наблюдение за оценочной деятельностью учителя на уроках.
Оценивались оценочные суждения учителя на различных этапах урока: организационный момент, этап актуализации знаний, этап устного счета на уроке математики, основной этап урока, этап подведения итогов урока и непосредственно этап оценивания деятельности учащихся на уроке. При этом для анализа мы просмотрели уроки по различным предметам, выявляя средние показатели системы оценки.
Всего было просмотрено 5 уроков в 6-м классе (уроки русского языка, литературного чтения, математики, труда, изобразительной деятельности).
Просмотрено 5 уроков в 5-м классе (уроки русского языка, литературного чтения, математики, труда, по предмету «Человек и мир»).
Просмотрено 5 уроков в 1-м классе (уроки русского языка, литературного чтения, математики, труда и изобразительной деятельности).
Протоколы всех просмотренных уроков с фиксированными в них данными анализа оценки деятельности детей на уроке представлены в приложении А курсового исследования.
По итогам анализа высказываний учителя определялся характер оценки по направленности (индивидуальный, групповой, фронтальный), а также по качеству (глобальный, дифференцированный). Также был проведен анализ оценочных суждений учителя для определения параметров оценки учебной деятельности учащихся интегрированных классов.
Обратимся к результатам экспериментального исследования.
Первичный анализ результатов экспериментального исследования был проведен на основании разбора оценки учителя по следующим критериям, учитываемых в ответах учащихся: уровень сформированности знаний, умений и навыков, характера учебно-познавательной деятельности, степени затраченных усилий, использования компенсаторных знаний и умений, а также оценки стремления к успеху. Первичный анализ результатов экспериментального исследования в таблицах по каждому из просмотренных уроков представлен в приложении Б курсового исследования.
Сводные результаты первичного анализа мы представили в виде таблиц, сравнивая применение различных по направленности видов оценки (таблица 1), по качеству оценки (таблица 2) среди трех классов.
Таблица 1. – Показатели применения различных по направленности видов оценки
Характер оценки по направленности |
Изучаемые классы | ||
1-е классы |
5-е классы |
6-е классы | |
Индивидуальный |
12 |
12 |
15 |
Групповой |
2 |
2 |
2 |
Фронтальный |
2 |
1 |
1 |
Итого оценочных суждений: |
16 |
15 |
18 |
Таблица 2. – Показатели применения различных по качеству видов оценки
Характер оценки по качеству |
Изучаемые классы | ||
1-е классы |
5-е классы |
6-е классы | |
Глобальный |
13 |
13 |
9 |
Дифференцированный |
2 |
3 |
8 |
Итого оценочных суждений: |
15 |
16 |
17 |
Похожие статьи:
Рекомендации по проведению занятий, направленных на развитие правовой
грамотности дошкольников
Проведение занятий с детьмипрежде всего должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания. К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи: ознакомление дете ...
Понятие «Я-концепции» и её формирование
Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида ...
Выбор и обоснование стратегий аргументации
Согласно теории лингвистической аргументации, изучающей способы воздействия на убеждение людей, рекламная аргументация разделяется на рациональную и эмоциональную. В силу того, что природа человека бинарна, она разумно-эмоциональна, вопрос о том, какой способ воздействия эффективнее, и, соответстве ...