Основные теории воспитательного коллектива

Страница 3

Макаренко был сторонником активного воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший и характерный для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистского представления о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных, в полном соответствии с развитием жизни общества.

Из этих положений Макаренко сделал следующие практически действенные выводы: во первых, никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно, не догматическое утверждение воспитательных средств, а немедленный анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы; во вторых, никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним, т.е необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы. Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целесообразно организовать жизнь детского коллектива.

Важнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная А.С. Макаренко теория воспитательного коллектива.

Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.

В разработке теории воспитательного коллектива А.С. Макаренко исходит из основных положений исторического материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективно-закономерный.

Огромную роль играет коллектив в развитии человеческой личности.

Ясно, что и детский коллектив - есть явление объективно-закономерное. Дети живут и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в семье, на улице, во дворах домов, в школе и т.д. Но не всякий детский коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают и живут стихийно, поэтому центральной задачей педагога является организация детского коллектива. Воспитать коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели.

Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, что организованный детский коллектив является в руках педагога мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае обычно имеется в виду более или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и эта сплоченность класса рассматривается как важный воспитательный фактор.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Базовые понятия практико-ориентированного обучения
В самом широком смысле задачей считают проблему и определяют ее как некую систему, связанную с другой системой — человеком. Из большой совокупности задач выделяют учебные задачи. Физической задачей называется небольшая проблема, которая решается на основе методов физики. с использованием: в процесс ...

Методика проведения взаимных диктантов
Взаимные диктанты – это тексты, которые учащиеся приготовят в качестве домашнего задания. Диктант у каждого ученика в нашем варианте состоит из шести предложений, самостоятельно подобранных из различных источников. Орфограммы и пунктограммы в домашней работе должны быть прокомментированы. Алгоритм ...

Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте "Рождество – праздник во всём мире"
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, с ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru