Основные теории воспитательного коллектива

Страница 1

В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей, происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А.С. Макаренко название "педагогики параллельного действия", которая может быть сформулирована так: "в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного .". Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической деятельности исключительно велико. Прежде всего, он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образует, воспитывает человеческие качества - духовные и физические. Других средств нет.

Этот вывод как первоочередной и лег в основу педагогической деятельности А.С. Макаренко, его методики "параллельного педагогического действия" Макаренко в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского достиг нужных ему воспитательных результатов не "перекладыванием" истин из головы воспитателя в головы воспитанников путем напряжения "голосовых связок" воспитателей и их "развитием" и "привитием" тех или иных человеческих качеств, путем волшебного "убеждения". А тем, что вносил в жизнь детей соответствие воспитательным целям виды деятельности и так организовал эту деятельность, что результатом ее, результатом упражнения в этой деятельности было и соответствие воспитательным целям развитие естественных сил детей и образование духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п.

Обращаясь к родителям в "Лекциях о воспитании детей", А.С. Макаренко говорил: "Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора".

Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нужные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не были стихийными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю детскую жизнедеятельность так, чтобы ее результатам с необходимостью были воспитание нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям жизни. Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С. Макаренко. Следовательно, методика параллельного педагогического действия как практический вывод из одноименного закона есть способ управления процессом воспитания детей, которое осуществляется путем организации системы упражнений детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитателя и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...

Проведение экскурсии
Тщательная подготовка учащихся в классе предстоящей экскурсии - необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать м ...

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Значение изобразитель ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru