Основные теории воспитательного коллектива

Страница 4

Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это явления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности того воспитательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.

Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научно организованный воспитательный коллектив как форма организации детской жизни.

О коммуне им. Дзержинского, где была в полной мере развернута его воспитательная система, А.С. Макаренко говорил, что ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специального оборудованном спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно также и коммуна была первоклассно оборудованным "воспитательным спортзалом". Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших "воспитательных снарядах" под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми.

Это была специально с педагогическими целями организовывающая воспитывающая школа жизни; она более эффективно действовала в воспитательном отношении, чем обычная "школа жизни". Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.

Подводя итог всему выше сказанному, делаем следующий вывод. В основе теории воспитательного коллектива лежит несколько положений. Первое заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С. Макаренко назвал "педагогика параллельного действия". Эта методика является способом управления процессом воспитания детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства. Другим, не менее важным положением является идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Требования к учету успеваемости в ПТУ
Аттестация учащихся по предмету «Физическая культура» проводится на основании оценки степени усвоения программного материала. Критериями оценки являются единые требования, которые в комплексе объективно отражают индивидуальный уровень усвоения знаний, формирования двигательных умений и навыков, а т ...

Занятие как основная форма экологического образования дошкольников
Одним из важных средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста является систематическое обучение на занятиях. На протяжении ряда десятилетий XX в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фрон ...

Проведение экскурсии
Тщательная подготовка учащихся в классе предстоящей экскурсии - необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать м ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru