Экспериментальное исследование особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушениями речи

Страница 1

Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи:

Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Выявить особенности восприятия и воспроизведения компонентов интонации (мелодика, темпо-ритмическая сторона речи, паузирование, фразовое и логическое ударение, сила голоса).

Исследование проводилось в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В состав исследуемой группы вошли дети, имеющие нарушения ОДА, с речью в норме, с речевыми диагнозами: ФФН, ОНР, заикание, дизартрия. Дети были обследованы логопедом в сентябре 2005г. Эксперимент проводился в сентябре 2005 года. В группу вошли дети 5-6лет в количестве 10 человек.

В основу исследования легла гипотеза: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают затруднения в восприятии и воспроизведении просодической стороны речи.

В основу исследования особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (у детей со стертой формой дизартрии); В.Т.Сорокиной (у детей с ДЦП), И.А. Смирновой[34,35] (у детей с ДЦП).

У дошкольников исследовали восприятие и воспроизведение видов интонации (вопросительной, восклицательной, повествовательной), компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Обследуемым предлагались две серии заданий.

1.Определить виды интонации (на восприятие).

2.Воспроизвести виды интонации (на воспроизведение).

Детям давали прослушать несколько интонированных фраз.

Первая серия заданий была направлена на исследование особенностей восприятия видов интонации. Прослушав интонированные фразы один раз, ребенок должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок – когда звучит восклицательная интонация; зеленый – когда фраза произнесена спокойным голосом.

Вторая серия заданий была направлена на исследование особенностей воспроизведения интонации. После первого воспроизведения ребенок должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем – восклицательную, далее – повествовательную.

Обе серии заданий повторялись 3-4 раза с различным речевым материалом.

Например: « Какой сегодня день! На улице идет снег? Наступила зима.».

Система оценки была заимствована из методики Сорокиной Т.В. по исследованию особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом. Сорокина предложила пятибальную систему оценки видов интонации предложения.

Нами была модифицирована вышеуказанная система оценки видов интонации, а также дополнена система оценки компонентов интонации.

Оценка видов интонации проводилась по следующим параметрам:

1 балл – неправильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

2 балла – правильное определение только одного типа интонации,

нестойкие ошибки воспроизведения интонации.

3 балла – правильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы
Феномен профессионально–педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной ст ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвеча ...

Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана). Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию. Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность с ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru