Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Педагогика и воспитание » Логопедическая работа по коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 1

Коррекционно-логопедическая работа проводилась с детьми систематически и поэтапно. В начале учебного года в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании.

Для оценки эффективности коррекционной работы был проведен заключительный этап эксперимента, на котором выявлена диагностика речевого развития, с целью определения уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, предложенная В.П. Глуховым, включающая в себя:

Составление фразы по отдельным ситуационным картинкам.

Составление предложения по трем предметным картинкам, связанным по смыслу.

Пересказ текста (знакомые сказки, рассказы).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа из личного опыта (по вопросам).

Методика1 Составление фразы.

В начале года при выполнении задания (составление фразы по отдельным ситуационным картинка) дети с ОНР столкнулись с трудностями. Не было интереса к заданию. Речь детей была монотонной и эмоционально не выразительной. Отмечались пропуски слов в предложениях. Из одиннадцати исследуемых детей только трое старались не пользоваться помощью логопеда.

К концу же года при повторном выполнении этого задания наблюдались значительные улучшения. У всех детей наблюдался интерес к заданию. Все дети были активны при выполнении задания, старались выполнять его самостоятельно, без помощи логопеда. У девяти детей из одиннадцати отсутствовала монотонность речи, речь была эмоционально выразительна. Пропуска слов не было. Двое детей имели трудности , но выполнили задание с помощью наводящего вопроса.

Результат отражен в таблице 2.

Методика2. Составление предложения по трем предметным картинкам

К концу года при повторном выполнении этого задания все дети справились с заданием. Восемь детей из одиннадцати справились с данным заданием полностью, предложение было составлено грамотно, в составленном предложении наблюдалось последовательность. Трое детей из одиннадцати справились с заданием с помощью наводящего вопроса. Последовательность в предложении не была нарушена. В составленном предложении наблюдались незначительные аграмматизмы. В целом все испытуемые дети с интересом выполнили задание. У всех детей наблюдалась активность и инициативность во время выполнения задания. Дети выполняли задание увереннее, чем в начале года.

Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).

Результаты отражены в таблице 2.

Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

При пересказе знакомого текста (Курочка ряба) в начале года дети с ОНР допускали ошибки в согласовании и управлении. Последовательность рассказа была относительно соблюдена.

При повторном же выполнении этого задания к концу года девять детей из одиннадцати выполнили задание самостоятельно. Речь была эмоционально выразительной, нарушение последовательности текста не наблюдалось. Двое детей имели трудности только с начинанием сказки. При этом последовательность рассказа не нарушалась. Речь была эмоционально выразительной. Дети активно проявили себя при выполнении задания. Наблюдалась уверенность в себе при пересказе.

Результаты отражены в таблице 2.

Методика 4.Составить связный сюжетный рассказ.

Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

При выполнении четвертого задания (составление рассказа по серии сюжетных картинок) в начале учебного года у детей с ОНР наблюдались большие паузы, логической связи между предложениями не наблюдалось. У детей был бедный словарный запас. Четверо детей составили рассказ с помощью наводящего вопроса логопеда. Логическая связь между предложениями была нарушена. Долго не могли начинать рассказ и ждали наводящего вопроса логопеда. Речь была монотонной и эмоционально не выразительной. Семеро выполнили задание с начала до конца только с помощью логопеда. У детей наблюдалась неуверенность в себе при выполнении задания, интерес к заданию отсутствовал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Логико-математический анализ темы: «Подобие треугольников»
В школьном курсе геометрии тема 'Подобие треугольников' рассматриваются в 8 классе. В учебнике по “Геометрии 7-9 класс” Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина данная тема рассматривается после темы “Площади”. Возьмем этот учебник за основной и проанализируем его: 1. Структ ...

Поощрение
В школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести програм ...

Основные идеи, направления и принципы физкультурного воспитания
Физкультурное воспитание ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности. Рассмотрим основные концептуальные положения развития физкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность: - либерализация процесса во ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru