Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами

Страница 1

Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.

Нами были проанализированы учебники русского языка для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской.

В пятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой – в разделе «Словосочетание».

В 6 классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой – в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».

Были проанализированы учебники и программы по литературе для 5-6 классов. Относительно тропов выявляем, что в 5 классе учащиеся знакомятся с эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением; в 6 классе изучают понятие гиперболы, постоянного эпитета и развивают понятие об олицетворении и метафоре.

Приходим к выводам: работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но не в полном объеме.

Как говорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получают понятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.

Опираясь на опыт учителя высшей категории средней школы №73, Зориной Ольги Сергеевны, мы разработали ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 классов.

Данная система упражнений включает 2 группы:

I. традиционные упражнения:

Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;

Определить функцию или значение изобразительных средств;

Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;

Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;

Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;

Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;

Привести свои примеры обозначенных тропов.

II. нетрадиционные упражнения:

Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);

Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;

Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;

Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.

Возможны другие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.

Приведем фрагмент урока русского языка связанный с выявлением изобразительных средств языка в поэтическом тексте.

Этап урока: Анализ текста.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).

В стихах Есенина черемуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты – все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком.

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет…

или

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».

А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей
Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выдающимся педагогом. Одоевский составил проект организации для народа публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских шк ...

Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...

Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена. Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru