Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Страница 1

Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа - КГ (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная группа - ЭГ (дети с общим недоразвитием речи) по 15 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 28 «Веселинка» г. Норильска.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование словообразования старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;

- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальнаяметодика коррекционной работы по формированию словообразования.

- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование словообразования старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.

В ходе констатирующего эксперимента использовалась методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой учитывающей тесную связь процессов развития лексики и словообразования. Целью заданий на словообразование является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребёнка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.

Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Найди маму».

Задание направлено на совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами -онок, -енок, - ат, -ят. Увеличение словарного запаса. Употребление множественного числа.

- Кто это? (гусёнок). – А если их много, то как говорят? (гусята). – А кто у них мама? (гусыня).

- Кто это? (ежонок). – А если их много, то как говорят? (ежата). – А кто у них мама? (ежиха).

- Кто это? (котёнок). – А если их много, то как говорят? (котята). – А кто у них мама? (кошка).

- Кто это? (тигрёнок). – А если их много, то как говорят? (тигрята). – А кто у них мама? (тигрица).

- Кто это? (цыплёнок). – А если их много, то как говорят? (цыплята). – А кто у них мама? (курица).

Оценка результатов.

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

Выводы об уровне развития:

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Теоретические основы процесса воспитания
Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование». Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означа ...

Понятие "связная речь" в лингвистической литературе
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психологической и специальной литературе. Применительно ...

Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru