Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Страница 1

Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа - КГ (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная группа - ЭГ (дети с общим недоразвитием речи) по 15 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 28 «Веселинка» г. Норильска.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование словообразования старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;

- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальнаяметодика коррекционной работы по формированию словообразования.

- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование словообразования старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.

В ходе констатирующего эксперимента использовалась методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой учитывающей тесную связь процессов развития лексики и словообразования. Целью заданий на словообразование является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребёнка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.

Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Найди маму».

Задание направлено на совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами -онок, -енок, - ат, -ят. Увеличение словарного запаса. Употребление множественного числа.

- Кто это? (гусёнок). – А если их много, то как говорят? (гусята). – А кто у них мама? (гусыня).

- Кто это? (ежонок). – А если их много, то как говорят? (ежата). – А кто у них мама? (ежиха).

- Кто это? (котёнок). – А если их много, то как говорят? (котята). – А кто у них мама? (кошка).

- Кто это? (тигрёнок). – А если их много, то как говорят? (тигрята). – А кто у них мама? (тигрица).

- Кто это? (цыплёнок). – А если их много, то как говорят? (цыплята). – А кто у них мама? (курица).

Оценка результатов.

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

Выводы об уровне развития:

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов
Центральное место в системе предпрофильной подготовки занимают элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electus — избранный) так же, как и факультативные, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким ж ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвеча ...

Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
После изучения теоретического опыта по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, была проведена исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности развития связной речи у детей с ОНР и определить основные направления коррекционной рабо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru