Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии

Страница 2

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.

Игра «Из чего сделан»

Игра проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

Например: Вилка из металла – металлическая

Стакан из стекла –

Ваза из хрусталя –

Шапка из меха –

Игрушка из пластмасса –

Стул из дерева – и т.д.

Игра «Котенок»

Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: « К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят:» Котенок на стуле», «Котек в шкафу», и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребенку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространненого предложения.

Игра «Где стоит машина»

Логопед выставляет на фланелеграф картинки. Детям предлагается ответить на вопросы.

- На какой по счету картинке можно сказать про машину, что она стоит перед домом (проезжает между домами и т.д.)?

- Назовите маленькие слова ( предлоги) в данных предложениях.

- Соедините слова в предложении маленьким словом.

например: Машина подъехала… гаражу, машина отъехала…гаража, машина едет…гараж и т.д.

Игра «Скажи правильно»

Ребенок предлагается самостоятельно отобрать слова с любыми уменьшительным суффиксом

Большой ключ, а маленький…

большой петух, а маленький…

большой зеркало, а маленькое…

большая ваза, а маленькая…

большой пень, а маленький…

большое платье, а маленькое…

большое перо, а маленькое и т.д.

Игра « Закончи предложение»

Подобрать данным существительным подходящие по слыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.

Например: Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.

Мальчик по дороге бежит, в дом… , а из дома … .

Машина по дороге едет, во двор…, а из гаража … .

Птица летит, в окно… , а из окна… .

Змея ползет, а в палатку …, а из палатки … .

Приложение № 2

Перспективный план по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы

Форма проведения занятий предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Этот материал представлен в каждом конспекте.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.

Структура занятий

Артикуляционная гимнастика или разминка

Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого формата и магнитной азбукой

Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры

Физкультминутка

Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.)

Всевозможные игры и упражнения

Итоги

Тема I: Гласный звук А, буква «А, а»

Цель: Знакомство со звуком и буквой А, определение места звука в словах «аист», «астра», «луна», «мак». Деление слов на слоги, условное обозначение слога. Игровая ситуация «покажи букву»

Игра: «Покажи букву»

У каждого ребенка в руке буква А. Логопед показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «дикие животные», «рыбы», «транспорт» и так далее.

Дети поднимают карточу с буквой А, если слышат этот звук в словах. Интонационно звук выделяется.

Предложить 2-3 слова, в которых нет звука А.

Тема II: Гласный звук У, буква «У, у»

Цель: Знакомство со звуком и буквой У, определение места звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру». Определение количества слогов в словах. Игра «телеграф»

Игра: «Телеграф»

Логопед произносит одно-, двухсложные слова, например, «дом», «сад», «лед», «мама» и так далее, а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове – «передает дальше слово по телеграфу» (и так далее цепочкой).

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Перспективы работы с родителями
В течении всего учебного года регулярно проводятся родительские собрания. Во всех учебных группах имеются протоколы заседаний родительских собраний. Ежегодно в план работы учреждения вставляется блок «Школа для родителей». Уже два года спортивная школа реализует инновационный проект: «Создание сист ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Философские и социально-культурные основания организации концепции физкультурного воспитания
Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, р ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru