Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии

Педагогика и воспитание » Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях по обучению грамоте » Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии

Страница 1

Игра «Объяснялочки»

Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами.

Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке».

Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае – звуков Л и ЛЬ. Здесь подобраны пары слов на все наиболее часто смешиваемые детьми звуки:

Угол – уголь Галина - калина

балка – палка Дина - тина

дрова – трава суп - зуб

гора – нора соя - Зоя

гардина – картина Лука – рука и т.д.

Игра «Пароход»

Педагог говорит детям: «Сейчас мы поедем с вами кататься на пароходе. Вы знаете как пароход гудит? Послушайте: «ы- ы-ы». Повторим все вместе, как гудит пароход … А теперь, положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ы-ы-ы»». Получается межзубный звук Л.

Педагог: «Пароход может давать несколько гудков» (Произносит звук Ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога ЛЫ.

Игра «Буря»

Дети делятся на две группы: одна изображает бурю, другая – лес. Дети, изображающие бурю, садятся на стульчики и по сигналу педагога «буря» громко говорят «З-З-З-…), подражая вою ветра. Дети, изображающие лес, сидят напротив. По сигналу «буря» они качают поднятыми вверх руками. По сигналу «буря кончилась» дети замолкают, опускают руки, потом участники игры меняются ролями.

Игра «Кто больше»

Из имеющихся в комнате предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л. (На других занятиях детям предлагаются другие пары звуков: С – Ш, З – Ж, Б – П, К – Г и т. д.

Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «Цветочки»

Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина) по схеме, где Цветочек - необходимый звук. У каждого ребенка на столе по три карточки.

Детям предлагаются:

- на начальном этапе слова на слух с изучаемым звуком;

- на последующих этапах картинки, в названиях, которых есть данный звук.

Дети должны определить позицию звука и поднять соответсвующую карточку.

Игра «Звуковая линейка»

Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат также фигурки из киндер – сюрпризов, которые «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик. (В каком домике живет звук…?, какой звук живет в домике № 5?)

Игра «Цепочка изменений»

Как вариант игры «измени слово», но усложненный: берем за основу какое-либо слово и, изменяя по одному звуку, зарисовываем получающиеся слова. Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на какие мы заменили в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков слов в течение 10 сек., после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов.

Например: ДАЧКА – ПАЧКА – ПОЧКА – ТОЧКА- ТУЧКА - РУЧКА – РЕЧКА- РЕЧКА- ПЕЧКА – ПАЧКА – ДАЧКА.

Игра « Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Логопед предлагает детям собрать слова, которое он произносит по звукам. Б-А-Р-А-Н-К-А = баранка. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова. Кот = К-О-Т.

Игра «Подбери словечко»

Детям предлагается:

а) определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или

б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем.

На более позднем этапе слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.

Игра «Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например: КОТ - КО - ТИК

ЛИСТОК - ЛИСТ

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии.

Игра «Техники»

Детям предлагается «отремонтировать» сломанные буквы.

Игра «Ластик»

Педагог рисует фигуру, ребенку предлагает стереть все что не нужно букве.

Игра «Распутай буквы»

Графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают: «П», «К», «М» и т.д.

Ира «Разгляди буквы»

Графические изображения букв накладываются друг на друга с совпадением общих элементов: «П», «Н», «Г», «К», «И» и т.д.

Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреться в зеркало, что в конце концов запутались: где они, а где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильные отражения.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия и исследования Евразии»
Фрагмент урока географии в 7-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: «Отечественные имена на карте Евразии». Задачи фрагмента урока: познакомить учащихся с историей исследования материка, сформировать знания об отечественных исследователях и путешественниках, чьи и ...

Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
После изучения теоретического опыта по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, была проведена исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности развития связной речи у детей с ОНР и определить основные направления коррекционной рабо ...

Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей
Высказываний студентов, не исчерпывают содержания и функций ориентации образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей. Данная ориентация должна быть сформирована в результате детальн ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru