Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще не достаточно ясна и чиста по звучанию.
Наиболее типичными возрастными несовершенствами характеризуется звукопроизношение у детей трехлетнего возраста. Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4 – 5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. Dis – расстройство и lalia – речь).
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15 – 20% дошкольников и у 5 – 7% младших школьников.
При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения исчерпывающая и обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях образовательных учреждениях.
По этиологическому признаку дислалию подразделяют на 2 вида: механическую и функциональную.
Механической дислалией называется такой вид неправильного произношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарат, его костного и мышечного строения.
Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребенка в семье; подражание; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих(с, з, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ).
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в детском саду являются:
· формирование звукопроизношения;
· развитие фонематического восприятия;
· подготовка к обучению грамоте.
· овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
Похожие статьи:
Диагностика и коррекция адаптации младшего школьника
Методика Керна-Йирасека: "Ориентировочный тест школьной зрелости". Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во мног ...
Письменная работа
Кроме устного ответа, широко применяется методом проверки знаний учащихся, метод письменных работ, письменная проверка. Письменные работы имеют огромное значение и большой успех, так как: - гораздо объективнее, чем в устном ответе выявляются состояния знаний каждого ученика; - позволяет проверить з ...
Методика обучения содержанию темы
Содержание главы VII учебника «Геометрия 7-9» Л.С Атанасяна составляет материал, являющийся традиционным для любого курса планиметрии: пропорциональные отрезки, подобие треугольников, признаки подобия треугольников, отношение площадей подобных треугольников, подобие произвольных фигур. С помощью по ...