Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста

Страница 1

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще не достаточно ясна и чиста по звучанию.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами характеризуется звукопроизношение у детей трехлетнего возраста. Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4 – 5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. Dis – расстройство и lalia – речь).

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15 – 20% дошкольников и у 5 – 7% младших школьников.

При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения исчерпывающая и обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях образовательных учреждениях.

По этиологическому признаку дислалию подразделяют на 2 вида: механическую и функциональную.

Механической дислалией называется такой вид неправильного произношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарат, его костного и мышечного строения.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребенка в семье; подражание; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих(с, з, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ).

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в детском саду являются:

· формирование звукопроизношения;

· развитие фонематического восприятия;

· подготовка к обучению грамоте.

· овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Ранняя диагностика отклонений в развитии
Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии. Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медици ...

Характеристика процесса обучения
Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Выделяют общую и частную (предм ...

Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности
Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-историчес­кого опыта. Общественно-культурная целостность народа, ци­вилизации в целом, преемственность поколений во м ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru