Усиление практической направленности лабораторных работ

Студентам младших курсов необходимо показать востребованность выбранной специальности во многих областях производства и народного хозяйства, так как осознание ее социальной значимости вызывает интерес и познавательную активность.

Именно «лабораторный практикум значительно усиливает фундаментальную естественнонаучную подготовку, способствует пониманию сущности рассматриваемых явлений и их практическому использованию в профессиональной деятельности».

Л.Б. Гаспарова считает, что «педагогическая форма обучения – лабораторный практикум в системе высшего образования обслуживает прикладную сторону профессиональной подготовки специалиста, содействует формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений, овладению современными методами и навыками экспериментирования с применением новейших технических средств. При правильной педагогической постановке лабораторный практикум вызывает у студента значительный интеллектуальный и познавательный интерес, воспитывает интерес к науке в целом как к процессу постановки и решения теоретических и экспериментальных проблем».

Д.В. Чернилевский подчеркивает, что значение лабораторного практикума заключается в практическом освоении студентами научно–теоретических положений изучаемого предмета, овладения ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, то есть превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач.

Вопрос как с помощью лабораторного практикума развить профессионально важные качества будущих специалистов решают Т.В. Скроботова, В.И. Крахоткин, И.А. Власенко и др. Разработанные ими задания представляют собой технические задачи, основанные на изучаемом в лабораторной работе физическом явлении или эффекте. Для того чтобы обучить студентов решать такого рода задачи, на вводном занятии им показывается пример решения проблемных ситуаций, алгоритм выполнения логических упражнений, основные приемы устранения технических противоречий и подробно разбирается решение некоторой задачи. Затем, вместе с рекомендациями по выполнению какой-либо лабораторной работы практикума, выдается и техническая задача. Выполняя лабораторную работу, студент осмысливает изучаемое явление, и, ответив на контрольные вопросы, решает задачу, оформляет и представляет решение вместе с защитой лабораторной работы. Такая методика проведения лабораторного практикума повышает интерес к технической литературе и уровень развития логического мышления.

Применение творческих заданий прикладного характера, подчеркивающих связь физики с другими науками, закладывает базу для дальнейшего профессионального становления специалиста, повышает их познавательную и творческую активность, что улучшает качество образовательного процесса.

Похожие статьи:

Домашнее задание –как проблема
Как часто вечером в семьях можно услышать вопрос: «Ты сделал уроки?» Нередко домашние задания становятся темой родительского собрания, визита родителей в школу. Некоторые родители жалуются, что их дети делают уроки по 3–4 часа, а некоторые возмущаются, что задают мало или домашнее задание – чистейш ...

Методика работы над пунктуационным правилом
Пунктуационное правило - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или не выделения знаками препинания пунктуационно смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от соч ...

Организация участия родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае – предлагают материальную по ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru