Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Ориентиры организации и реализации авторской педтехнологии

Страница 2

"Можно предложить такой вариант предъявления задачи, представляющий собой шкалу постепенно возрастающей жесткости косвенного управления умственной деятельностью. Эта шкала может быть представлена в виде пяти следующих форм предъявления задачи:

1. Задача дается в форме общей характеристики процесса, события, явления без всякого выделения и подчеркивания того, что и где следует искать.2. Сообщаются условия, необходимые для решения задачи, но не указываются проблема, вопрос, которые должны быть решены.3. Предъявляется вопрос, но не сообщаются условия, исходные данные, необходимые для решения.4. Сообщаются условия задачи, ее исходные данные и вопрос, который должен быть решен.5. Одновременно сообщаются условия задачи, вопрос и различные варианты решения, из которых следует сделать выбор наиболее правильного решения".

Автор предполагает, что выбор степени жесткости управления зависит от оценки педагогом как учебного материала, так и возможностей учащихся "взять" его. Существенным условием последнего является включенность субъекта учения в познавательную ситуацию, его заинтересованность, "личная востребованность" необходимых знаний. Тот же Л.Н. Ланда писал: " . для того, чтобы научить учащихся думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые в том или ином случае надо производить. Недостаточно точно также требовать, чтобы они их производили. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы ученик в процессе усвоения знаний и тренировки обязательно нужные операции производил, не мог не производить, чтобы он не мог "уйти" от задачи".

Роль индивидуальных психологических особенностей еще более очевидна в обучении, основанном на введении учащихся в учебный материал с помощью эвристических приемов. В последнем случае практически постулируется невозможность и даже ненужность алгоритмизации учебной и умственной деятельности учащихся.

Другими словами, психологические детерминанты процесса усвоения налицо, но какой должна быть деятельность педагога по их учету во всем объеме, это остается под вопросом.

Возможный вариант операционализации действий по выбору педагогических условий развертывания педтехнологии можно представить следующим образом. Учебный предмет, о котором идет речь, относится к структурно-ориентированным.

А.

Б.

В.

Содержание

1.1 Уровень общности научных положений

отдельные примеры, иллюстрации и т.п., характеризующие сущность изучаемого

эмпирическое обобщение

теоретическое обобщение

Специфика отношений предметно-специфического и общелогического в осмыслении содержания

ООД 3-его типа + алгоритм мышления

ООД 3-его типа + алгоритм мышления

рефлексия

1.3 Характер и специфика проблемности

проблемный момент

проблемная ситуация

проблема

II. Формы и методы

2.1 Акценты и специальные упражнения

В этой части должен быть перечень специальных "коррекционных" упражнений и техник, сориентированных на тип психического развития.

2.2 Уровень управления со стороны Педагога

учитель <-учитель

учитель - -> ученик

ученик - >

2.3 Характер самостоятельных работ

действия по образцу

действия, связанные с переносом в новые условия

действия на основе эвристик

2.4 Преимущественный характер объяснения

алгоритмический иллюстративный

проблемный

квазиисследование

2.5 Специфика когнитивной визуализации

учебные карты

опорные сигналы

структурно-логические схемы изучаемого материала

2.8 Форма

вопросы и ответы

"квазидиалог"

дискуссия

III. контроль

Зуны

предметно-специфическое мышление

предметные "схема-тизмы" мышления

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru