Проведение экскурсии

Страница 1

Тщательная подготовка учащихся в классе предстоящей экскурсии - необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего, следует разработать ее план, который может быть следующим:

Краткая характеристика данного производства в целом (история возникновения, ее развитие, задачи производства, наносимый ущерб окружающей среде, перспективы дальнейшего развития).

Продукт производства, его народнохозяйственное значение.

Сырье и его подготовка.

Химические реакции, лежащие основе переработки сырья в готовый продукт, условия их протекания и управление ими.

Важнейшие аппараты, в которых происходят технологические процессы каждой отдельной стадии, их устройство и принцип действия.

Наносимый ущерб выбросами предприятия в окружающую среду, то есть антропогенное воздействие.

Общие научные принципы химического производства, осуществляемые при получении данного продукта.

Безусловно, этот план является ориентировочным. Ознакомление с производством может быть или менее полным в зависимости от объекта экскурсии. Нет необходимости подробно знакомить учащихся со всеми участками производства, поскольку это вызовет перегрузку. Поэтому в предложенном плане допускаются коррективы в зависимости от объекта экскурсии; при этом следует учитывать программные требования, предъявляемые к изучению данного производства. В ряде случаев первый пункт плана можно перенести в конец.

Методика проведения экскурсии во многом зависит от того, можно ли на данном предприятии давать подробные разъяснения возле самих аппаратов или необходимо предварительно рассказать и лишь затем показать. В любом случае следует предложить экскурсоводу до начала экскурсии провести с учащимися краткую вводную беседу (15-20 мин.), которой он может рассказать об истории предприятия, о свойствах выпускаемого продукта, познакомить вкратце с общей технологической схемой производства, напомнить правила по технике безопасности на территории завода.

Вводную беседу, чтобы не отвлекать внимание учащихся, лучше проводить в помещении, например в музее предприятия или техническом кабинете. Местом проведения вводной беседы могут быть и клуб предприятия, учебная аудитория, если только они снабжены нужными иллюстрациями, схемами, макетами, моделями, и прочими наглядными пособиями.

Для проведения экскурсии класс делится на две группы, по 15-20 человек. Каждая группа посещает предприятие отдельно или одновременно. В этом случае одну группу ведет работник предприятия, а другую - учитель. В начале и в конце экскурсии об их самочувствии. Учащихся предупреждают, что во время экскурсии нельзя отходить от группы, задерживаться возле отдельных аппаратов, особенно в химических цехах, так как в аппаратах, работающих под давлением, возможна утечка продуктов, вредно действующих на организм человека. Соблюдение всех предупредительных мер позволит избежать несчастных случаев во время экскурсии.

При осмотре объекта учащимся следует расположиться полукругом в два ряда на некотором расстоянии от экскурсовода.

Учебная производственная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После напоминания о технике безопасности начинается более подробное ознакомление по схеме с важнейшими технологическими узлами всех стадий производства от исходного сырья до готового продукта. При этом учащимся вначале показывают действующий объект целом, после чего экскурсовод переходит к разбору частных вопросов. Тем самым определяется его рассказа, касающегося сначала самого объекта, а затем его функции, назначения и т.д.

Переход при объяснении от одного вопроса к другому должен быть логичным, отражать переход от одной стадии производства к последующей в полном соответствии с технологическими процессами. После разбора некоторых вопросов в зависимости от их содержании и значения могут быть сделаны частые выводы. Так, находясь в машинном зале кислородного цеха, где установлено множество агрегатов и почти отсутствует обслуживающий персонал, или, показывая установку синтеза аммиака, оснащенную контрольно-измерительными приборами, показания которых передаются на общий щит управления и там регистрируются, следует обратить внимание учащихся на автоматизацию контроля и управления процессом синтеза. Благодаря этому удается устойчиво поддерживать заданный режим, повышать выход продукта и производительность аппаратов, увеличивать производительность труда. Надо напомнить школьникам о значении технического прогресса, о задачах дальнейшей автоматизации производства и уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...

Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда нах ...

Методы музыкального обучения в детском саду
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее о ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru