Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Педагогика и воспитание » Методология, теория и практика педагогического проектирования » Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики

Страница 4

Мы не будем сопоставлять и подробно анализировать две модели, это задача специальной работы, подчеркнем лишь, что Н.И. Непомнящая постоянно обращает внимание на взаимосвязь и взаимозависимость выделенных психологических образований в контексте реальной жизнедеятельности ребенка, с одной стороны, а с другой - она называет 130

их то "психологическими образованиями", то "механизмами", хотя нигде не приводит их структурных или иных схем. Т.е., по сути дела, ею имплицитно реализуется категориальная схема "процесс-механизм", на которой базируется и наша модель. Таким образом, идеология обоих подходов практически одинакова.

Педагогика в поиске конституирующих основ личности шла несколько иным путем. В отличие от односторонности "психологического редукционизма" педагогика изначально тяготела к целостному описанию личности. Но поскольку "внутренние условия", внутренний мир ребенка в объяснительных схемах педагогики часто был представлен "черным ящиком" и в этом смысле она не могла внутри человека найти системообразующего фактора, структурировавшего бы все внешние воздействия, ей приходилось . проецировать внутрь человека социальный заказ и сообразно его ориентирам организовывать условия обучения и воспитания. В принципе такой ход вполне оправдан, тем более если учесть присутствие в социальном заказе большой доли здравого смысла.

Таким образом, для педагогики конституирующие начала личности лежали . вне личности. И как это ни парадоксально, в этом кроется глубокий философский смысл. Г.П. Щедровицкий в свое время задался вопросом: а развивается ли личность? Рассуждая по этому поводу, он говорил, что развитие - это всегда саморазвитие, поскольку оно базируется на внутренних противоречиях. Но для развития личности нужны "другие", которые должны быть по первому определению вынесены за скобки! Вот тут-то и оказывается, что личность как бы "растворена" в значимых других, а на Уровне субъекта они представлены в форме предпочтений. И если социальный заказ формирует "значимую матрицу" поведения, которая должна быть усвоена, то он формирует личность. И дальше следовал расклад условий, средств, методов, форм и т.д., которые достаточно целенаправленно были сориентированы на формирование нюансов поведения. Не всех их и не всегда можно было объединить в одну систему, но, по крайне мере, в две системы они собирались достаточно неплохо. Кроме того, на стыке этих двух систем велись поиски таких условий, которые обеспечивали бы формирование неких обобщенных характеристик личности, которые оказывали бы влияние как на интеллектуальное развитие, так и на поведение в социальной сфере.

Говоря о диагностике личности в целом и связывая ее с учебной деятельностью, исследователи рассматривали прежде всего ее:

мотивацию, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, В.С. Цетлин, А.К. Маркова и др.;

обучаемость, 3.И. Калмыкова и др.;

активность, самостоятельность в учебной деятельности, М.В. Скаткин, П.И. Пидкасистый и др.;

удовлетворенность учащихся учебным процессом, А.К. Маркова, В.И. Мурачковский и др.

Понятно, что большинство исследователей отдавало себе отчет в том, что выбранная ими характеристика личности учащегося отражает лишь определенный аспект рассмотрения проблемы и не претендует на абсолютную монополию в суждении о специфике целостного отношения учащегося к учебе. Более того, отдельные исследователи предлагают учитывать их все вместе и сразу. Так, А.А. Орлов, например, пишет: "Целостное представление о личности школьника можно получить, если организовать обследование-наблюдение по следующим направлениям . Изучение реальных учебных возможностей учащихся . Изучение качества знаний по русскому и математике . Установление дидактических причин слабой успеваемости . Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом . Изучение характера внутришкольных коммуникаций . Анализ дидактических средств, используемых учителем . Рациональность режима функционирования школы . Характеристика педагогического мастерства учителя . ". Хотя в этих случаях, как правило, не дается алгоритм или правила соотнесения столь разрозненных показателей, однако, общая идея достаточно понятна и определена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Место курса в системе дополнительного образования
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с о ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический ди ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru